Понятие и особенности проведения исследований рынка в маркетинге
Маркетинговая деятельность неразрывно связана с рынком и его составляющими. Залогом успешности развития любой коммерческой организации, реализующей свою продукцию посредством рынка, выступает своевременное проведение маркетинговых исследования рынка продукции.
Под маркетинговыми исследованиями в общем смысле слова принято понимать исследовательскую деятельность, направленную на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга. Их основной целью выступает получение информации о той или иной маркетинговой проблеме.
Маркетинговое исследование рынка предполагает изучение его устройства, анализ объемов и тенденций его развития, исследование конечных потребителей (включая их потребительские мотивы и принципы) и конкурентов.
Основными методами проведения маркетинговых исследований считаются:
- экспертные опросы и интервью;
- полевые исследования и фокус-группы;
- кабинетное исследование рынка;
- посещение специализированных отраслевых мероприятий и выставок.
Основными причинами проведения маркетинговых исследований может выступать разработка рекламной компании или внедрение нового продукта на рынок. Потребность в них может быть обусловлена снижением уровня продаж или необходимость изучения конкурента. Таки или иначе, основной целью проведения маркетинговых исследований считается обеспечения информацией. К числу прочих целей маркетинговых исследования относятся цели поискового, описательного, казуального, тестового и прогнозного характера.
Результатом проведения маркетинговое исследования становится реальная картина рынка, понимание его текущего состояния и общего потенциала его развития. Кроме того, исследования в маркетинге и их результаты служат основой для принятия множества управленческих решений. Без них полноценность маркетинговой деятельности оказалась бы недостижима.
Сущность и особенности маркетинговых исследований рынка продукции
Под продукцией в маркетинге принято понимать результат хозяйственной деятельности, представленный в виде совокупности готовых к реализации материальных продуктов и услуг. Продукция – основа рыночного товародвижения.
Маркетинговые исследования рынка продукции ориентированы на сбор, обработку, анализ, интерпретацию и последующее представление информации о рынке продукции и спросе на нее. Особая роль при этом отводится анализу потребительских предпочтений и поведенческих факторов, определяющих принятие решения о покупке либо отказ от него. Результаты маркетинговых исследований рынка продукции позволяют фирмам сформировать либо откорректировать дальнейшую стратегию продвижения производимого продукта в целях улучшения сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта.
Основные задачи маркетингового исследования рынка продукции отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Задачи проведения маркетингового исследования рынка продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря проведению маркетинговых исследований рынка продукции можно получить множество ценной информации, касающейся:
- географии представления продукции данного сегмента и ее потребителей;
- новых потребностей потенциальных покупателей;
- места, занимаемого продукцией конкретной фирмы на рынке;
- уровня удовлетворенности потребителей определенной продукцией;
- преимущества и недостатки товаров компании-исследователя и ее конкурентов и т.п.
Основной задачей при проведении маркетинговых исследования рынка продукции выступает не только изучение самого продукта, но и исследование отношения к нему со стороны потенциальных потребителей. Особое внимание при этом уделяется изучению географии покупателей, потребностей и интересов целевой аудитории, а также анализу факторов, определяющих потребительские решения покупателей. Завершающим этапом исследования выступает составление портрета потенциального потребителя, который включает его половозрастные характеристики, социальный статус, карьеру, интересы и увлечения.
Помимо прочего оценке подвергается ассортимент и структура продукции, предлагаемой рынком, уровень доступности и отпускных цен на нее, а также характер потребления (сезонная продукция, продукты первой необходимости, предметы роскоши и пр.).
Основы проведения маркетинговых исследований рынка продукции
Проведение маркетингового исследования рынка продукции предполагает необходимость соблюдения ряда принципов, основными из которых считаются системность, комплексность, объективность и достоверность. Сам исследовательский процесс основан на последовательном прохождении определенных этапов, каждый из которых выполняет свои функции (рисунок 2).
Рисунок 2. План маркетингового исследования рынка продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, исследованию подлежат различные аспекты рынка продукции, включая его размер, конъюнктуру, сегменты. Также изучению подвергаются ключевые игроки рынка и конкуренты фирмы – заказчика исследования. Отдельного внимания заслуживает анализ уровня цен и принципов распределения продукции.
В основе проведения маркетинговых исследований рынка продукции могут лежать различные маркетинговые методики. Наиболее часто используемыми из них считаются:
- метод торгового аудита (аудита розничной торговли);
- опросы;
- фокус-группы;
- анализ протоколов и пр.
Каждый из них имеет свои особенности применения, преимущества и ограничения.
Метод торгового аудита позволяет изучить локальный рынок продукции, определить его насыщенность и спрос. Благодаря опросам респондентов из числа потенциальных потребителей появляется возможность определения потребительских предпочтений. Использование методики фокус-групп и анализа протоколов служит основой для определения факторов потребительского выбора при принятии решения о покупке продукции.
Свое влияние на специфику организации маркетингового исследования рынка продукции оказывают характер рынка и специфика изучаемой продукции.