Понятие рынка недвижимости
Частью финансового рынка является рынок недвижимости. Это рынок, на котором передаются права на собственность и связанные с ней интересы, формируются цены и распределяется пространство между вариантами землепользования. Это взаимосвязанная система рыночных механизмов, которые обеспечивают формирование, передачу, эксплуатацию и финансирование объектов недвижимости.
Рынок недвижимости – это комплекс отношений, которые создаются в рамках операций (сделок) с объектами недвижимости.
Это средство перераспределения земельных площадей, зданий, строений и другого имущества между собственниками и пользователями на основе спроса и предложения. Рынок недвижимости посредством государственного регулирования обеспечивает следующее:
- передача прав на недвижимость от одного лица к другому;
- формирование одинаковых рыночных цен на объекты недвижимости в регионах;
- взаимодействие собственников и покупателей на основе интересов и экономической мотивации.
Рынок недвижимости – это связующее звено, без его существования не функционировали бы рынок труда, товаров и услуг, капитала и другие. Они должны иметь или брать в аренду помещения, земельные участки для ведения своей хозяйственной деятельности.
В состав рынка недвижимости входят следующие сегменты:
- рынок жилья (городской и загородный жилищный фонд);
- рынок земли (земля – это составная часть любого объекта недвижимости);
- рынок нежилых помещений (небольшое количество операций, высокая стоимость объектов).
Рынку недвижимости присуще следующие черты, которые необходимо учитывать при проведении исследования данного рынка:
- локальность;
- сезонные колебания цен;
- невысокая взаимозаменяемость объектов;
- инвестиции в недвижимость;
- обязательная государственная регистрация сделок.
Рисунок 1. Классификация рынков недвижимости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рынок недвижимости состоит из первичного и вторичного рынка. На первичном рынке продавцами выступают государство и строительные организации. Они и поставляют новую, ранее никем неэксплуатируемую жилую и нежилую недвижимость. На вторичном рынке совершаются сделки с бывшими в употреблении товарами (жилье). В этом случае продавцами являются физические и юридические лица ка собственники недвижимости.
Первичный и вторичный рынок взаимосвязаны. Из-за экономической, политической и иной обстановки в регионе может вырасти предложение на вторичном рынке, что в автомате снизить спрос и цены на первичном рынке.
Особенности изучения рынка недвижимости
Специфика рынка недвижимости заключается в следующем:
- высокий уровень трансакционных расходов (издержки, связанные с переходом прав собственности);
- индивидуальный характер ценообразования;
- взаимодействие первичного и вторичного рынков;
- множество и разнообразие рисков;
- низкая ликвидность товара;
- высокая зависимость цен, доходов и рисков от экономического состояния в стране, регионе.
Поэтому рынок недвижимости и отличается рядом факторов, которые усложняют его изучение и анализ:
- трудности получения достоверной информации;
- многообразие факторов, которые определяют тенденции развития рынка недвижимости;
- ограниченное количество или полное отсутствие сделок.
Основная проблема исследования рынка недвижимости – это недостаточность и недостоверность информации.
Для оценки объема и структуры предложения жилья необходимо владеть информацией:
- сколько и каких помещений есть на рынке;
- сколько и какие готовятся к аренде;
- что уже сдано в эксплуатацию.
Статистика проданного жилья позволяет рассуждать о реализованной части спроса на рынке недвижимости.
Объектами исследования рынка недвижимости являются тенденции и процессы развития рынка (в т. ч. оцениваются экономические, правовые, демографические, экологические, научно-технические и другие факторы). Также изучается структура рынка, территориальное размещение, емкость, ограничения и барьеры, конкуренция, конъюнктура, динамика продаж и риски.
Результаты исследования рынка недвижимости:
- прогнозы его дельнейшего развития;
- определение факторов успеха;
- анализ конъюнктуры;
- эффективные методы конкурентной политики;
- возможности выхода на новые рынки.
Следует отметить, что реакция рынка на определенный вид недвижимости зависит от спроса и предложений конкурентов на текущий момент и в перспективе. А рыночная цена объектов недвижимости определяется конкурентным потенциалом рынка.
Исследование характеристик недвижимости позволяет определить конкурирующие объекты, сделать сравнительное описание (плюсы и минусы). Выделяют три подхода к оценке недвижимости, которые помогают принять эффективное решение:
- сравнительный подход;
- затратный подход;
- доходный подход.
Первый подход заключается в определении конкурирующих объектов недвижимости, степени их сопоставимости с оцениваемым объектом для адекватного изменения продажной цены такой же недвижимости в условиях неопределенной рыночной ситуации.
Затратный подход – это применение рыночной информации о текущих затрат строительной сферы. Эти данные необходимы оценщику для определения размера прибыли продавца, застройщиков, а также выявить уровень функционального устаревания недвижимости с момента завершения всех строительных работ.
Последний метод предполагает знания рыночной информации л занятости помещений, емкости рынка, арендным ставкам, расходов по эксплуатации и др.
Проведение исследования рынка недвижимости
Несмотря на различные ограничения, неопределенность внешней среды, рынок недвижимости не стоит на месте, а развивается быстрыми темпами. Вкладываются инвестиции в строительную сферу.
Для принятия эффективных решений в плане выбора объекта недвижимости для совершения сделок купли-продажи, сдачи в аренду и т.д. необходимо проводить маркетинговые исследования.
Процесс маркетингового исследования включает ряд этапов:
- определение целей исследования;
- выбор метода исследования;
- сегментация рынка;
- позиционирование;
- определение емкости рынка.
На первом этапе определяются краткосрочные и долгосрочные цели исследования рынка недвижимости. Далее выбираются способы исследования. Это мониторинг рынка недвижимости, а именно длительное и регулярное наблюдение за рынком на предмет ценовой политики, уровня арендной платы, числа, структуры и динамики следок с недвижимостью, уровня издержек на строительство, реконструкцию или модернизацию, а также количества строящихся объектов недвижимости.
На третьем этапе осуществляется сегментация рынка недвижимости на сегменты, которые отличаются параметрами и группами потребителями.
Критерии сегментации рынка недвижимости:
- физические;
- географические;
- демографические;
- социально-экономические;
- функциональное назначение.
На четвертом этапе проводится позиционирование для отнесения объекта недвижимости к конкретному сегменту рынка, определения конкурентоспособности.
Последний этап – это определение емкости рынка, т.е. установление возможного числа видов объектов недвижимости, которое может быть потреблено на рынке в течение конкретного промежутка времени при определенном соотношении цен.