Понятие и характеристика стратегии интенсивного роста
Для сохранения и повышения конкурентоспособности компании нуждаются в постоянном росте и развитии. Среди общекорпоративных стратегий различают стратегии роста:
- интенсивного роста;
- интегрированного роста;
- диверсифицированного роста.
Стратегия интенсивного роста предполагает рост за счет развития деятельности в уже занимаемых рыночных нишах. Также она направлена на достижение маркетинговых целей путем увеличения имеющихся ресурсов. Эта стратегия применяется компаниями, которые имеют возможность дальнейшего развития на существующем рынке со старым товаром.
Для описания возможностей роста компаний применяется матрица «товар-рынок» И. Ансоффа. Он предложил рассматривать стратегии роста и развития с учетом рынка (старый или новый) и видом товара (старый или новый).
Рисунок 1. Матрица И. Ансоффа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно данной модели компания имеет четыре пути роста. Проникновение на рынок, развитие товара и развитие рынка обеспечивают интенсивный рост организации за счет выбора и реализации соответствующих маркетинговых стратегий.
Стратегия глубокого проникновения на рынок
Данная стратегия относится к категории стратегий концентрированного роста и применяется на быстрорастущем, но еще не насушенном рынке. Компания продолжает свою деятельность со старым товаром на существующем рынке.
Предприятия стремятся расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи активизации товародвижения, продвижения товаров и использования наиболее конкурентоспособных цен. Это ведет к росту продаж, поскольку привлекаются и новые покупатели. Поэтому эта стратегия считается высокозатратной.
При реализации стратегии проникновения на рынок организации постепенно укрепляют свои позиции на рынке благодаря его полному охвату.
Для эффективного применения этой стратегии необходимо соблюдать следующие условия:
- товар имеет источники роста за счет развития дистрибьюции и охвата целевой аудитории;
- возможное увеличение числа существующих потребителей;
- экономия от масштаба;
- захват доли рынка у конкурентов благодаря конкурентному преимуществу товара предприятия;
- высокий уровень инвестиционных вложений.
Различают два вида стратегии глубокого проникновения на рынок: стратегия новатора и стратегия последователя.
Стратегия новатора – это маркетинговая стратегия выхода на новые рынки. Она предполагает создание нового товара и развитие новых товарных групп. Данная стратегия является очень рискованной, так как компании не уверены в наличии спроса на новый товар. В случае популярности продукции, новатор получает максимальную прибыль, поскольку является единственным производителем этой новинки.
Под стратегией последователя понимают маркетинговую стратегию выхода на новые рынки, при которой происходит полное или частичное копирование товара новатора, использование его идей, технологий. Последователь выпускает свой товар после новатора. Это позволяет ему снизить затраты на разработку товара и учесть все слабые места и ошибки, чтобы улучшить продукцию.
Стратегия развития рынка
Эта стратегия предполагает адаптацию и реализацию существующих товаров на новых рынках. Эффективность стратегии развития рынка зависит от наличия потенциальных потребителей старых товаров.
Для реализации данной стратегии необходимы следующие действия:
- освоение новых сегментов рынка (другие отрасли, связанные с основной);
- расширение географии сбыта, открытие филиалов компании;
- поиск дополнительных путей сбыта.
Стратегия развития рынка – это стратегия экстенсивного роста. Компании осваивают новые рынки для старых товаров/услуг. Благодаря привлечению новых потребителей растет доход и прибыль в долгосрочной перспективе.
Успешная реализация стратегии развития рынка способствует переходу компании в сегмент «старый рынок-старый товар» и использованию стратегии глубокого проникновения рынка.
Эта стратегия предполагает использование креативности персонала компании и требует напряженной маркетинговой творческой работы по поиску новых направлений использования уже известных товаров/услуг.
Условия реализации стратегии развития рынка:
- возможность распространения успешного опыта на новые рынки благодаря уникальному товару, технологии и формы ведения бизнеса;
- наличие низких входных барьеров, ненасыщенность и неудовлетворенный спрос на новых рынках;
- высокие темпы роста новых рынков;
- наличие дополнительных финансовых средств для развития и закрепления позиций на новых рынках.
Стратегия развития товара
Данная стратегия предполагает действия на старом освоенном рынке с новым или усовершенствованным товаром.
Стратегия развития товара эффективна, если компания имеет несколько товаров, которые пользуются спросом. Для сохранения своих позиций, компания разрабатывает новые или модифицированные товары. Новинки вызывают доверие, так как потребители уже являются приверженцами брендов и товаров предприятия. Для реализации товаров применяют традиционные методы сбыта, а система продвижения работает эффективно за счет использования имени хорошо известной компании.
Стратегия развития продуктов предполагает использование следующих методов:
- значительное расширение и обновление ассортимента;
- увеличение функций и свойств продукции (новый дизайн, повышение безопасности, надежности при использовании и эксплуатации товаров);
- повышение качества товаров.
Различают три варианта стратегии развития товаров:
- прерывистые инновации;
- стратегия добавления функций;
- стратегия расширения товарной линии.
Первая альтернатива – это выпуск нового товара, который предполагает изменение выгод и поведения потребителей. Потребители обязаны отказаться от старых привычек и найти место новому товару в своей жизни.
Вторая альтернатива – это добавление новых функций старым товарам для расширения рынка. Это может быть повышение безопасности товара, придание эмоциональной ценности или увеличение универсальности товара.
Третья альтернатива работает за счет увеличения широты продуктовой линии. Вводятся новые наименования товаров для повышения или сохранения рыночной доли.