Сущность лидерства по издержкам
Формирование лидерства по издержкам ориентировано на товары массового потребления с невысокой ценой и адекватным качеством.
Массовость выпуска стандартизированной продукции обеспечивает более низкий уровень совокупных издержек, что позволяет производителю устанавливать более низкую цену на свои товары в сравнении ценами их конкурентов. Соответственно большой объем продаж, достигаемый за счет более низких по сравнению с конкурентами цен, обеспечивает регулярное поступление денежных средств и извлечение сверхприбыли.
Лидерство по издержкам ориентировано на достижение следующей цели: обеспечение устойчивости превосходства относительно конкурирующих производителей по показателю уровня совокупных издержек на производство и продажу товаров, а также их продвижение на рынке.
Достижение указанной цели обеспечивает ценовому лидеру по издержкам формирование конкурентных преимуществ, позволяющих продолжать завоевание рынка путем увеличения своей доли на нем посредством реализации товаров по более низким ценам в сравнении с ценами конкурентов или в сравнении со среднерыночными ценами. За счет этого ценовой лидер по издержкам имеет возможность извлечения дополнительной прибыли.
В основе ценового лидерства по издержкам находится приобретение конкурентного преимущества за счет поиска резервов сокращения затрат на производство и продажу товаров. Дополнительная прибыль формируется за счет реализации прибавочной стоимости, создаваемой персоналом организации в процессе производства.
Взаимосвязь прибыли, объема продаж и низких издержек выражается следующей формулой:
$+П = +ОП – (–И)$, где:
- $П$ – прибыль, денежные единицы;
- $ОП$ – объем продаж в стоимостном выражении, денежные единицы;
- $И$ – издержки производства и реализации, денежные единицы.
Соответственно, рост объема прибыли обусловлен увеличением объема продаж при условии снижения затрат и, как следствие, цен на товары.
При этом необходимым условием успешности применяемого ценового подхода является сохранение или повышение качества продукции даже в условиях удешевления ее производства. Потребительские ожидания ориентированы неопределенный уровень качества и при условии снижения качества даже падение цены не обеспечит сохранения приверженности потребителя данному продукту, тем более не будет способствовать привлечению новых потребителей, а значит и увеличению доли рынка. Наоборот это способности привести к снижению спроса на товары. Таким образом, обеспечение лидерства по издержкам основано не на экономии затрат, а на поиске эффективных способов их минимизации за счет применения современных технологий, высокопроизводительного оборудования, альтернативного сырья и прочего.
Уровень издержек на производство и продажу товаров в целом зависит от состояния затрат на каждом этапе заготовительного, производственного и сбытового процесса. Задача компании, ориентированной на достижение лидерства по издержкам, состоит в поиске возможностей снижения затрат на каждом указанном этапе.
Решение этой задачи требует организации эффективной системы управления издержками, обеспечивающей проведение стратегического анализа затрат по всей цепочке их возникновения. Данный анализ ориентирован на выявление непроизводительных затрат и их устранение с целью повышения конкурентоспособности компании.
Факторами формирования различного уровня затрат на конкурирующих фирмах, осуществляющих производство аналогичных товаров, выступают:
- различные цена на сырьевые ресурсы (материалы, топливо, энергию и прочее);
- применение технологий различного уровня производительности, ресурсосберегаемости и так далее;
- показатели квалифицированности применяемого в производстве труда, производительности персонала и условий оплату трудового вклада;
- наличие собственной системы распределительных каналов сбыта, обеспечивающих сокращение транспортных затрат;
- уровень маркетинговых затрат.
Условия обеспечения лидерства по издержкам
Лидерство субъекта хозяйствования в вопросе уровня издержек зависит от наличия ряда условий, к числу которых относятся:
- наличие завоеванной субъектом хозяйствования значительной доли рынка, позволяющей рассчитывать на реализацию произведенных товаров;
- наличие широкого доступа к рынкам дешевых сырьевых ресурсов, отвечающих запросам качества;
- высокий уровень эластичности спроса по ценовому фактору;
- достаточная однородность структуры спроса;
- применение преимущественно ценных методов ведения конкурентной борьбы в выбранном сегменте рынка;
- значительные потери потребительских доходов в условиях роста цен на продукцию, относительно которой формируется лидерство по издержкам;
- продукция, выпускаемая в отрасли, носит стандартизированный характер, ограничивающий эффективность ее дифференциации.
Организационные требования к производству и управлению для обеспечения лидерства по издержкам
Достижение лидерства по издержкам устанавливает определенный список требований к организационным аспектам производственного процесса и управлению им. К числу этих требований относятся:
- оптимальные размеры производства;
- высокая технологическая оснащенность производства передовыми технологиями и оборудованием;
- осуществление трудоемких производственных процессов посредством специализированных механизмов и автоматов;
- применение передовых ресурсосберегающих технологий;
- высокий уровень интенсивности использования персонала;
- осуществление жесткого контроля показателей себестоимости продукции;
- наличие отлаженной системы формирования оперативной отчетности;
- наличие разветвленной системы дистрибуции и применение преимущественно оптовой формы реализации;
- ориентированность маркетинговой стратегии на весь рынок.