Понятие стратегического маркетинга и маркетинговой стратегии
Компании, стремящиеся к успеху на рынке, обязаны заниматься стратегическим маркетингом. Это активный маркетинговой процесс, который направлен на рост среднерыночных показателей посредством регулярной политики создания товаров/услуг, обеспечивающих потребителей потребительской ценностью выше, чем у конкурирующих предприятий.
Стратегический маркетинг – это общая функция управления компанией, которая ориентирована на повышение ее конкурентоспособности в долгосрочной перспективе
Основные задачи стратегического маркетинга:
- уточнение миссии компании;
- постановка целей;
- разработка маркетинговой стратегии;
- обеспечение сбалансированной структуры портфеля товаров.
Стратегическая маркетинговая деятельность в организации предполагает следующие действия:
- прогнозирование потребностей потребителей;
- стратегическая сегментация рынков;
- оценка параметров конкуренции;
- прогнозирование конкурентных преимуществ;
- стратегический брендинг;
- разработка нормативов конкурентоспособности.
Маркетинговая стратегия является центром стратегического маркетинга, который вырабатывается в процессе стратегического планирования в компании.
Маркетинговая стратегия:
- разрабатывается в ходе создания корпоративной стратегии, с которой обязана согласовываться;
- определяется областью деятельности предприятия, его положением на рынке и стремлениями;
- ориентация компаний не на рост или сохранение доли на рынке, а создание новых рынков сбыта.
Виды маркетинговых стратегий
Выделяют следующие виды маркетинговых стратегий:
- портфельные стратегии — оптимизация управления ограниченными ресурсами фирмы и достижение баланса в товарном портфеле;
- стратегии роста — увеличение доли рынка и/или объема продаж;
- конкурентные стратегии — обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ
- (наличие у компании способности более эффективно по сравнению с конкурентами и с максимальной прибылью удовлетворять платежеспособный спрос).
Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:
- совершенствование организационной структуры фирмы;
- организация проникновения на новые товарные рынки;
- разработка и введение на рынок нового товара;
- проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;
- кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках.
Относительно того, какое конкурентное преимущество есть у компании маркетинговые стратегии бывают 4-х видов: стратегия дифференциации, лидерства по издержкам; фокусирования на издержках, фокусирования на дифференциации.
Первая стратегия предполагает выделение организации на фоне компаний-конкурентов благодаря высокому качеству или особых свойствам товара/услуги. Вторая – позволяет компании устанавливать минимальную стоимость товара, так как издержки на производство и сбыт продукции намного меньше, чем у конкурентов. Минимизация затрат возможна за счет наличия экономичного оборудования, технологий производства, выгодного географического положения и др. Третья стратегия – это та же стратегия лидерства по издержкам, но направленная на один сегмент потребителей. Последняя четвертая стратегия представляет собой стратегию дифференциации, но ориентированную на один сегмент.
Разработка эффективной маркетинговой стратегии в компании
Процесс разработки стратегии маркетинга включает в себя три блока: аналитический, практический и контрольный.
В общем виде процесс разработки маркетинговой стратегии выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Этапы разработки маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Аналитический этап предполагает следующие действия:
- общий анализ рынка (определение границ рынка, емкость, потенциал);
- определение уровня конкуренции и выделение основных игроков рынка (модель 5-ти сил конкуренции Портера и карта позиционирования);
- оценка потребителей (выделение сегментов и целевой аудитории);
- анализ внутренней среды компании (SWOT-анализ);
- оценка товарного портфеля предприятия (определение места каждого товара в продуктовом портфеле: доля в структуре прибыли, темпы роста, объем продаж и пр.);
- формулировка целей маркетинга.
Практический этап – это разработка маркетингового плана компании. На этой стадии все силы направлены на определение действий по улучшению позиций предприятия на долгосрочной основе.
В ходе разработки плана маркетинга изучаются три компонента. Во-первых, выбор орудия конкурентной борьбы. Необходимо выделить основные параметры товаров/услуг, которые позволили бы отличаться от конкурентов. По каждому параметру разрабатывается план развития и определяется стратегия конкурентной борьбы. Во-вторых, разрабатывается план действий и стратегия развития в каждом целевом сегменте. В-третьих, определяется набор мероприятий по всем элементам комплекса маркетинга. Составляется бюджет, календарный план, определяются исполнители и ответственные лица.
После реализации маркетинговой стратегии необходимо провести контрольные мероприятий или маркетинговой аудит. Это анализ внутренней и внешней среды компании относительно того, как соотносится положение предприятия принятой стратегии маркетинга с последующей корректировкой.
Оценка эффективности стратегии маркетинга
Основным видом деятельности любого подразделения маркетинга является оценка эффективности. В частности, определение эффективности маркетинговой стратегии необходимо осуществлять для того, чтобы выявить факторы, оказывающие воздействие на показатель качества стратегии маркетинга, их взаимосвязь, степень и характер влияния.
Выделяют несколько методов оценки эффективности маркетинговой стратегии:
- качественный;
- количественный;
- социологический;
- балльный.
Первый метод направлен на анализ факторов внешней среды (экономические, политические, социальные, культурные и т.д.), выявление угроз и перспектив развития компании.
Количественный метод – это составление отчетов по конечным финансовым результатам деятельности компании: оценка объема продаж, сравнительный анализ расходов на рекламу и маркетинг, полученной прибыли и т.д.
Социологический метод оценивает эффективность влияния маркетинговых мероприятий на поведение потребителей.
Последний метод представляет собой оценку эффективности путем проставления баллов по каждому критерию.