Понятие и направления маркетинговой деятельности
Одной из сфер деятельности компании ряду с финансовой, производственной, сбытовой и других, является маркетинговая деятельность. Это творческая управленческая работа маркетингового подразделения, задача которой состоит в развитии товаров, услуг и трудовых ресурсов посредством изучения и анализа потребностей потребителей и реализации программ удовлетворения этих потребностей.
Главная цель маркетинговой деятельности – это обеспечение коммерческого успеха предприятия, его продукции благодаря повышению продаж на рынке. В зависимости от ситуации на рынке цели могут меняться.
Основной задачей маркетинговой деятельности является совершенствование производства для повышения эффективности работы компании. Это осуществляется посредством постановки текущих и долгосрочных целей предприятия, путей их достижения, определения ассортимента товаров и услуг, их качества, а также уровня доходов.
Выделяют четыре взаимодополняющих направления маркетинговой деятельности:
- проведение маркетинговых исследований (сбор информации о внешней и внутренней среде компании);
- сегментирование, позиционирование, выбор целевых сегментов (анализ маркетинговой информации, оценка конкурентоспособности, принятие маркетинговых решений);
- маркетинговое планирование (разработка стратегии и тактики маркетинга);
- создание и реализация маркетингового комплекса.
Сущность маркетинговой деятельности заключается в поиске компромиссного решения между производственным потенциалом и возможностью удовлетворения потребностей потенциальных потребителей. Также необходимо проводить регулярные исследования спроса и конкурентов.
Маркетинговая деятельность – это последовательность действий, которая представляет собой некий цикл:
- исследование рынка;
- стратегическое и текущее планирование;
- разработка программы производства и выведения новой продукции на рынок;
- формирование каналов товародвижения;
- организация продвижения товаров/услуг;
- оценка эффективности маркетинговых мероприятий.
После осуществления последнего этапа возникает необходимость в корректировке деятельности предприятия, возникает идея создания новой продукции и др., тогда указанные цикл повторяется.
Маркетинговая деятельность компании способствует оптимизации ее ресурсов благодаря разработке эффективных программ, приводящих к достижению главной цели – получении прибыли.
Методы маркетинговой деятельности
Для достижения целей компания применяет четыре основных метода в своей маркетинговой деятельности:
- ориентация на потребителя;
- ориентация на товар/услугу;
- интегрированный маркетинг
- маркетинг открытых систем.
Главной задача маркетинга – это удовлетворение потребностей потребителей, поэтому метод ориентации на потребителя использовать должны все компании. Но более всего он предпочтителен для малого бизнеса. Крупные компании, занимающиеся различными направлениями, выпускающие различные виды товаров, имеют большой рынок сбыта. Небольшие фирмы борются за каждого своего клиента. Но просто найти потребителя мало. Суть данного метода заключается в определении необходимости товара для покупателя, убеждении совершать покупку, т.к. именно эта продукция удовлетворить его потребность. Компания уделять все внимание и направлять все усилия на изучение предпочтений и запросов потенциальных клиентов, чтобы предоставить тот товар, который потребитель желает и готов купить.
Производство качественного и нужного рынку товара – это часть деятельности компании. Необходимо довести продукт до конечного потребителя. Это не только проинформировать о наличие той или иной продукции, а убедить человека в выгодности покупки. Эта задача очень сложная, учитывая новизну товаров и отсутствие аналогов. Проведение маркетингового исследования не даст достоверных результатов. Потребители не знают продукции и поэтому не испытывают в ней потребность. В этом случае помогают маркетинговые инструменты и способы искусственного создания спроса. Запускается рекламная кампания по всем каналам.
В современных условиях потребители имеют разнообразные и непохожие потребности. Производители и продавцы должны держать руку на пульсе, изучать рынок и предлагать более совершенные товары, чем конкуренты, т.е. максимально полно удовлетворять потребности потребителей. Поэтому многие компании начинают применять метод интегрированного маркетинга. Он заключается в персонализации и индивидуализации, создание уникального товара для каждого клиента.
Отрытая система характеризуется наличием процесса обмена в отличие от закрытых систем. Открытая организация совершает процессы обмена с внешней средой и другими субъектами рынка. Объектами обмена служат различные ресурсы: материальные, информационные и др. Каждая сторона обменного процесса должна получить выгоду.
Основные системы маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность компании осуществляется в рамках нескольких систем:
- информационная система маркетинга (маркетинговые исследования, анализ маркетинговой среды компании, сегментирование и позиционирование);
- система планирования маркетинга (разработка плана маркетинга в разрезе основных элементов маркетинга-микс);
- система продвижения (формирование спроса и стимулирование сбыта, реклама, связи с общественностью, личные продажи).
Целью всей системы маркетинга является достижение высокой точности прогнозов и планов маркетинга. Это прогнозы относительно объемов продаж, изменений спроса, возможной реакции рынка на действия компании.
Выделяют также и систему контроля и оценки эффективности или успешности маркетинговой деятельности. Она занимается анализом основных маркетинговых показателей, который позволяет понять, достигла ли компания заданного уровня объема продаж, прибыли и других целей.