Сущность маркетинговой деятельности и общая группировка ее задач
Маркетинговая деятельность – это деятельность по решению маркетинговых задач фирмы.
Организация процесса маркетинговой деятельности служит практическим воплощение маркетинга как философии и концепции управления бизнесом. Его основными функциями считаются:
- аналитическая функция;
- производственная функция;
- сбытовая функция;
- функция контроля;
- управленческая функция.
По большому счету они отражают собой совокупность различных видов маркетинговой деятельности, ориентированной на необходимость изучения рынка, развития товарного ассортимента, формирования и совершенствования каналов товародвижения, реализации рекламной политики и стимулирования продаж, а также на необходимость управления и контроля за ходом ее реализации.
Основной целью маркетинговой деятельности считается повышение коммерческой эффективности бизнеса посредством обеспечения роста эффективности удовлетворения рыночных потребностей целевой группы потребителей.
В основе осуществления маркетинговой деятельности лежит потребность бизнеса в решении определенных задач. В общем смысле под задачами маркетинговой деятельности следует понимать проблемные ситуации и ориентиры, имеющие явно заданную цель, которую необходимо достичь.
Задачи маркетинговой деятельности неоднозначны по своей природе. Согласно наиболее общему подходу их состав и содержание определяются функциональным содержанием маркетинга. В этом смысле к числу базовых задач маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта принято относить:
- изучение рынка и определение потребностей его участников;
- трансформация потребительских запросов, нужд и предпочтений в реальный продукт;
- определение отпускных цен на продукцию и механизмов ее оплаты;
- доставка продукции до рынка (покупателя);
- обеспечение информационной поддержки потенциальных и реальных потребителей.
В конечном счете, представленный перечень задач маркетинговой деятельности отражает собой ни что иное, как практическое наполнение маркетинг-микса и его составных компонентов. Их реализация в соответствии с требованиями рынка и его представителей, внешней и внутренней среды маркетинга позволяет фирмам добиваться поставленных в области маркетинга целей стратегического и тактического характера. От качества постановки базовых задач маркетинговой деятельности зависят возможности ее эффективной реализации.
Группировка задач маркетинговой деятельности в соответствии с видами спроса
В экономике задачи, стоящие перед маркетинговой деятельностью хозяйствующего субъекта, принято группировать в зависимости от характера рыночного спроса, основные виды которого представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отрицательный характер спроса обусловлен снижением его общей рыночной величины, в основе которого лежит негативное отношение покупателей к товарам и/или услугам фирмы. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности фирмы считается анализ рынка, выявление причин неприязни к продукции со стороны потребителей, а самое главное – определение способности маркетинговой программы к изменению негативного отношения потребителей к фирменной продукции в результате ее передки (исправления), уменьшения уровня отпускных цен либо более активного стимулирования.
Отсутствующий спрос имеет место быть в том случае, когда потребители безразличны по отношению к продукции, выпускаемой фирмой, или попросту не заинтересованы в ней. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности считается изыскание способов увязки выгод, присущих ее продукции, с интересами и естественными потребностями целевой группы потенциальных клиентов.
Под скрытым спросом понимаются тем ситуации, когда большая часть потребителей оказывается неспособна удовлетворить имеющиеся у них потребности при помощи товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В этом случае первоочередной задачей маркетинговой деятельности считается оценка величины потенциального рынка сбыта и создание эффективных товаров и услуг, способных удовлетворить рыночных спрос (в качестве такого товара могут выступать, например, безвредные сигареты).
В условиях падающего спроса интерес потребителей в приобретении тех или иных товаров и услуг снижается. В этом случае маркетинговая деятельность фирмы должна быть ориентирована на решение таких задач, как анализ причин падения спроса и определение возможностей его стимулирования посредством изменения характеристик продукции, отыскания новых целевых рынок сбыта и иных мер.
Нерегулярный спрос характеризуется высокой степенью колебаний, которые могут быть вызваны различными факторами (наиболее яркий пример – спрос на сезонные товары, например, шубы). В этом случае первостепенной задачей маркетинговой деятельности является изыскание способов сглаживания сезонных колебаний в распределении спроса по времени при помощи таких инструментов, как гибкие цены, меры стимулирующего воздействия и иные приемы побуждения.
Полноценный спрос, как правило, имеет место быть в тех случаях, когда фирма оказывается полностью удовлетворена своим товарооборотом, что на практике бывает довольно редко. В этом случае основной задачей маркетинговой деятельности считается поддержание текущего уровня спроса на продукцию фирмы в условиях постоянно меняющихся предпочтений потребителей и ужесточения условий конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Чрезмерный спрос имеет место быть в том случае, когда уровень спроса на продукцию фирмы превышает возможности его удовлетворения. В этом случае задачи маркетинговой деятельности опираются на концепцию демаркетинга и предполагают необходимость изыскания способов постоянного или временного снижения спроса, но не его ликвидации.
Наконец, в рамках нерационального спроса, то есть спроса на вредные товары и услуги, задача социально ответственной маркетинговой деятельности сводится к необходимости убеждения рынка в отказе от таких вредных привычек.