Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка маркетинговой деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая деятельность / Разработка маркетинговой деятельности
Разработка маркетинговой деятельности

Общие дефиниции термина «маркетинговая деятельность» и ее функции

Для того, чтобы разобраться в сущности маркетинговой деятельности необходимо, прежде всего, обратиться к понятию маркетинга в целом.

Определение 1

Маркетинг (согласно классическому определению) – особый вид деятельности, направленный на обеспечение удовлетворения потребностей рынка посредством механизма товарообменных операций.

В реальной жизни маркетинг в той или иной степени присутствует в любом бизнеса. Основой его практической реализации выступает маркетинговая деятельность хозяйствующего субъекта. В наиболее общем смысле ее следует понимать как деятельности по реализации задач в области маркетинга.

На уровне отдельно взятых субъектов хозяйствования (бизнес-единиц) маркетинговая деятельность (деятельность в области маркетинга) представляет собой управленческий процесс по организации и реализации комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на интенсификацию коммерческих усилий и наращивание объемов получаемой фирмой прибыли за счет более эффективного и полного удовлетворения рыночных потребностей.

Основные задачи маркетинговой деятельности и их подфункции представлены на рисунке 1.

Задачи и подфункции маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Задачи и подфункции маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как целенаправленный управленческий процесс, маркетинговая деятельность характеризуется наличием определённых субъектов и объектов управления.

Под субъектами маркетинговой деятельности следует понимать тех лиц, подразделения, организации и учреждения, которые принимают непосредственное участие в процессе ее организации и контроля. Как правило, к ним обносятся специалисты по маркетингу, службы и отделы маркетинга, организации и фирмы, которые обеспечивают процесс товародвижения, торговые посредники, специализированные маркетинговые агентства, страховая и банковская системы.

Под объектами маркетинговой деятельности следует понимать совокупность идей, продуктов, личностей, организаций и даже территорий, ощущающих на себе целенаправленное маркетинговое воздействие со стороны субъектов маркетинга. По большому счету они представлены различного рода рынками, их участниками и механизмами функционирования. Так, например, к их числу относятся рынок потребления, рынок товаропроизводителей и промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и международные рынки.

Понятие и уровни разработки маркетинговой деятельности

Замечание 1

Разработка маркетинговой деятельности предполагает необходимость выбора и формирования стратегии и тактики ее реализации, а также определения перечня мероприятий и инструментов по достижению целей и решению задач, стоящих перед хозяйствующим субъектом в области маркетинга. Свое практическое воплощение разработка маркетинговой деятельности находит в соответствующей программе маркетинга.

Основными уровнями разработки маркетинговой деятельности являются:

  • стратегический уровень;
  • тактический уровень;
  • операционный уровень.

На стратегическом уровне разработки маркетинговой деятельности обеспечивается выбор и формирование стратегии маркетинга, то есть общего (генерального) плана маркетинговой деятельности. Как правило, здесь определяются основополагающие рыночные цели развития бизнеса, и определяется желаемое будущее положение организации, производится общая сегментация рынка и выбирается один из его сегментов, а также обеспечивается общее позиционирование ценности.

На тактическом уровне стратегия принимает форму конкретных задач, показателей и мероприятий. Она детализируется до уровня формирования отдельных политик в области продукта, системы ценообразования, рыночного сбыта и продвижения. Здесь обеспечивается предоставление и передача ценности.

На операционном уровне разработки маркетинговой деятельности обеспечивается непосредственно формирование локальных программ по реализации комплекса-маркетинга, определяемого на тактическом уровне. Как правило, такие программы отличаются весьма высокой степенью конкретизации и детализации. В них определяется не только перечень маркетинговых мероприятий, подлежащих исполнению, но также формируется бюджет затрат на их реализацию, определяются лица, несущие за нее ответственность, а также выстраиваются показатели ее оценки.

Общий порядок разработки маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта

Несмотря на отсутствие общей методологии разработки маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта, можно выделить основные типологические стадии ее обеспечения. К таковым относятся:

  • изучение и анализ рынка;
  • оценка внешней и внутренней среды маркетинга, определение возможностей, угроз и потенциала ее развития;
  • сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов;
  • разработка общей стратегии маркетинга;
  • формирование комплекса маркетинга и разработка соответствующих программ по его реализации;
  • построение системы контроля и оценки маркетинговой деятельности.

Каждый из представленных выше этапов (шагов) по-своему важен. Рассмотрим их более подробно.

Изучение и анализ рынка предполагает необходимость исследования потребностей его участников, механизмов и степени их удовлетворения.

Анализ общей среды маркетинга в разрезе ее внутренней и внешней компонент позволяет определить общей ресурсно-организационный потенциал и возможности развития маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.

На основе сегментации рынка определяется его целевые сегменты, в отношении которых и формируется общая стратегия и тактика маркетинга.

Важная роль в процессе разработки маркетинговой деятельности отводится вопросам формирования комплекса маркетинга, включающего в себя продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную политики. Иначе их именуют функциональными стратегиями. На их основе впоследствии вырабатывается перечень конкретных мероприятий, составляющих саму основу маркетинговой деятельности.

Отдельного внимания заслуживают вопросы организации систем мониторинга, контроля и оценки маркетинговой деятельности. В сущности, они выступают завершающим этапом ее разработки.