Сущность, состав и особенности организации маркетинговой деятельности
Маркетинговая составляющая – необходимый элемент деятельности любого предприятия. Свое практическое воплощение она находит в маркетинговой деятельности.
Маркетинговая деятельность напрямую связана с решением базовых задач маркетинга. В общем смысле под ней следует понимать множественную совокупность маркетинговых мероприятий, нацеленных на обеспечение эффективности процессов рыночного продвижения и удовлетворения потребностей его участников.
Маркетинговая деятельность – это управленческий процесс, имеющий творческий и инициативный характер. Основной целью его реализации выступает обеспечение коммерческой эффективности бизнеса.
Маркетинговая деятельность отличается наличием определенных субъектов и объектов воздействия. Кроме того, она выполняет целый ряд аналитических и управленческих функций.
Маркетинговая деятельность требует своего планирования и контроля. Ее важнейшими компонентами выступают:
- изучение и анализ рынка, выявление потребительских нужд и предпочтений;
- разработка маркетинговой стратегии;
- формирование тактики маркетинговой деятельности, планирование товарной и ценовой стратегии, разработка систем сбыта и продвижения товаров и услуг;
- реализация маркетинговых мероприятий и организация контроля за их практическим воплощением;
- оценка результатов маркетинговой деятельности.
Каждый из этих процессов имеет свои особенности. Маркетинговая деятельность требует их комплексного подхода.
В основе планирования, организации и реализации маркетинговой деятельности лежат определенные подходы, то есть те принципы и правила, на которые она опирается. Единого подхода к их классификации не выработано, рассмотрим лишь основные из них.
Основные подходы маркетинговой деятельности
Выполняя стандартный набор функций и решая традиционный круг задач, маркетинговая деятельность в процессе своего планирования, организации и реализации опирается на стандартные подходы, именуемые подходами маркетинговой деятельности. Основными из них считаются:
- подход, ориентированный на потребителя;
- подход, ориентированный на продукты и услуги;
- интегрированный подход;
- метод маркетинга открытых систем.
Каждый из них имеет свои особенности.
Подход ориентированный на потребителя, в основе своей опирается на необходимость выделения целевой группы потребительской аудитории, определения ее нужд, потребностей и предпочтений, а самое главное – ее удовлетворения. В большинстве своем он предпочтителен для малого бизнеса.
Подход, ориентированный на продукт, предполагает, что в основе успеха маркетинговой деятельности лежит две базовых составляющих. Первая связана с необходимостью производства хорошего, качественного продукта. Вторая предполагает необходимость доведения этого продукта до конечных рыночных потребителей.
Интегрированный подход маркетинговой деятельности в основе своей опирается на необходимость совмещения продуктового и потребительского подхода. Это означает, что и покупатель, и товар могут быть созданы одновременно.
Метод маркетинга открытых систем предполагает, что вся маркетинговая деятельность опирается на необходимость обмена информацией между внешней и внутренней средой маркетинга. Подобный обмен может осуществляться различными видами ресурсов – трудовыми, материальными, информационными и пр.
Помимо прочего существует два базовых подхода к организационному обеспечению маркетинговой деятельности – бихевиористский и менеджеристский.
В первом случае речь идет о построении клиенто-ориентированной модели управления маркетинговой деятельностью фирмы. Сама же маркетинговая деятельность рассматривается в качестве глобальной управленческой концепции.
Во втором случае маркетинговая деятельность фокусируется преимущественно на проведении маркетинговых исследований, продвижении и сбыте продукции. Основной упор делается на выстраивание эффективных систем управления маркетинговой деятельностью.
Нестандартные подходы маркетинговой деятельности
Под нестандартными подходами маркетинговой деятельности в общем смысле следует понимать такие подходы к ее организации, которые отличаются от общепринятых и носят по большей части креативный характер. В их основе лежат оригинальные и уникальные решения, привлекающие потребителей и заставляющие их совершать первичные или повторные покупки.
В основе проектирования нестандартных подходов маркетинговой деятельности лежит использование необычного, отличного от классического, инструментария креативного маркетинга.
Инструменты нестандартного маркетинга в общем виде представлены на рисунке 1. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки, а также свою сферу использования.
Рисунок 1. Нестандартные маркетинговые инструменты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из этих инструментов ориентирован на привлечение внимания потребительской аудитории к какому-либо товару, услуге или проблеме нестандартным, порой выходящим за рамки обыденного, способами. Использование данных инструментов может вызывать удивление, недоразумение и даже возмущение. Тем не менее, они с легкостью привлекают внимание и надолго остаются в памяти потенциальных клиентов, что позволяет выделиться и дифференцировать компанию среди конкурентов, оставляя глубокий след в сознании потребителей.
Как правило, реализация нестандартных подходов к организации маркетинговой деятельности требует более высоких затрат. В то же время и результаты, получаемые в результате их использования, имеют свои преимущества.
Сегодня мир стремительно меняется, потребности рынка растут, а конкуренция – ужесточается. В таких условиях и сами подходы к маркетинговой деятельности должны быть принципиально новыми, соответствующими тенденциям и правилам рынка. Именно поэтому в современном мире все чаще встречаются нестандартные маркетинговые подходы. В обозримом будущем они будут активно развиваться и расширяться, а интерес к ним – расти.