Общая характеристика маркетинговой деятельности и ее функционал
На сегодняшний день существует несколько основных подходов к определению сущности маркетинговой деятельности. Согласно наиболее общему из них под ней принято понимать деятельность фирмы и ее сотрудников по решению задач в области маркетинга, стоящих перед организацией. В более узком смысле ее принято отождествлять с комплексом маркетинговых мероприятий, направленных на изучение и анализ рынка, формирование и реализацию стратегий и тактик маркетинговой деятельности.
Основополагающей целью маркетинговой деятельности считается обеспечение коммерческого успеха бизнеса, в основе которого, так или иначе, лежит ориентация на рынок в целом и на его потребителей в частности.
Как и сам маркетинг, маркетинговая деятельность выполняет ряд функций, определяющих ее сущностной содержание. В общем смысле под ними следует понимать ключевые правила, направления работы фирмы, отражающие сущность ее подхода к организации и реализации маркетинговой деятельности, построения и ведения бизнеса в целом.
Базовые функции маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность выполняет ряд важнейших функций в маркетинге. В общем виде их совокупность представлена на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые функции маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Группа производственно-сбытовых функций концентрируется на разработке новых технологий, организации производства новых товаров, изменении материально-технического снабжения производств, управлении качеством и конкурентоспособностью уже готовой продукции, выпускаемой на рынок и пр.
Группа ценообразующих функция направлена непосредственно на формирование ценовой политики фирмы, включающей в себя определение уровня отпускных цен, размеров и правил предоставления скидок, реализации систем рассрочек платежей и т.п.
Группа функций, ориентированных на организацию товародвижения и дистрибуции, связана с необходимостью проектирования общей системы движения товаров и услуг, начиная от потребителя и заканчивая конечным потребителем, организации сервисы, проведения целенаправленной ценовой и товарной политики, формирования системы стимулирования сбыта и активизации спроса.
Группа функций, направленных на обеспечение процессов рыночного продвижения и рекламы, ориентирована на разработку и использование широкого инструментария популяризации продукции фирмы и информирования о ней, а также проводимых акциях целевой аудитории потребителей.
Реализация всех вышеописанных групп функций маркетинговой деятельности невозможна без функции анализа и контроля. Данная группа функция маркетинговой деятельности считается основной. Она предполагает формирование информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений с одной стороны, и анализ и оценку результатов маркетинговой деятельности – с другой стороны.
Непосредственно аналитическая функция связана с изучением рынка, его структуры, законов и игроков, исследование потребителей, их нужд, потребностей и запросов, анализом моделей потребительского поведения и факторов, его определяющих и т.п.
Функция управления и контроля нацелена на:
- организацию стратегического, тактического и оперативного планирования маркетинговой деятельности;
- управление рисками;
- оценку эффективности реализации отдельных маркетинговых мероприятий и их совокупности в целом;
- формирование и оценку обратных связей;
- оценку работы информационно-коммуникационной системы и пр.
Так или иначе, все эту группы функций маркетинговой деятельности являются формообразующими. Помимо них некоторые исследователи выделяют иную группировку функций маркетинговой деятельности. Рассмотрим ее более подробно.
Аналитические и правленческие функции маркетинговой деятельности
Функции маркетинговой деятельности в рамках общей концепции маркетинга условно принято делить на две группы:
- функции аналитического порядка;
- функции управленческого порядка.
Аналитические функции маркетинговой деятельности включают в себя различные уровни изучения и аналитической оценки рынка и его компонентов. Свое практическое воплощение аналитическая функция маркетинговой деятельности находит в использовании комплексного подхода к изучению и информационно-аналитической проработке внешней и внутренней среды маркетинга как основы принятия обоснованных управленческих решений. Частично аналитические функции маркетинговой деятельности были рассмотрены нами выше.
Особое внимание в рамках аналитических функций маркетинговой деятельности отводится анализу глубинных мотиваций потребительского выбора.
Управленческие функции маркетинговой деятельности находят свое отражение в разработке и практической реализации функциональных стратегий маркетинга, к числу которых относятся товарная политика, ценообразование и сбыт, коммуникационная политика и, собственно, сам управленческий процесс.
К числу управленческих функций маркетинга относятся:
- информационное обеспечение маркетинговой деятельности;
- планирования маркетинговой деятельности;
- ценообразование;
- планирование товарного ассортимента;
- организация процесса товародвижения;
- контроль за реализацией маркетинговой деятельности.
Контроль за реализацией маркетинговой деятельности осуществляется по двум основным направлениям. Первое предполагает оценку степени достижения поставленных целей, а второе – оценку эффективности реализуемых маркетинговых мероприятий (социальную, экономическую, коммуникационную).
В современных условиях все описанные выше функции маркетинговой деятельности должны осуществляться с постоянной ориентацией на рынок, инновационную деятельность и управление качеством. Особая роль при этом должна отводиться развитию инструментов внутреннего маркетинга, ориентированных на построение взаимовыгодных отношений с персоналом и его вовлечение в коммуникационный процесс взаимодействия с потребителями.