История развития российского маркетинга
Начало развития маркетинга в России датируется 1880 годом. Это был первый этап эволюции российского маркетинга, который длился до октября 1917 года. В это время активно развивалась промышленность на основе крупного бизнеса. Отмечается использование различных маркетинговых инструментов:
- формирование общественного мнения (выпуск печатных и настенных рекламных материалов);
- меценатство;
- участие в международных выставках и ярмарках.
Также отечественные компании применяли и средства стимулирования сбыта и работы собственных сотрудников. Несмотря на использование инструментов маркетинга, единой маркетинговой системы еще не существовало. За рубежом в это время маркетинг уже преподавался. В России отдельные аспекты маркетинга освещались в рамках дисциплины экономическая теория.
После октябрьской революции развитие маркетинга затормозилось. Производство было разрушено, страна остро нуждалась в промышленных товарах и продовольствии.
Новый этап развития маркетинга в России начался с 1920-х гг. Появился первый научный труд по маркетингу, разработанный Н. Д. Кондратьевым. В Москве был создан Конъюнктурный институт. Это была первая российская структурная организация, которая занималась маркетингом.
После 1929 года маркетинг снова замирает до времен оттепели Хрущева. В это время российские ученые-экономисты изучили маркетинг и назвали его чужим для экономики советской России.
В 1970–е годы Россия стала заниматься внешней торговли. Появились и первые переводные труды по маркетингу. Незнание простых основ маркетинга приводило к многочисленным ошибкам и неудачам в торговле с зарубежными странами. Срочно в университетах и институтах России ввели новую дисциплину – маркетинг.
Во второй половине 80-х годов прошлого столетия стали формироваться предпосылки для применения маркетинга:
- ликвидация государственной монополии;
- изменение отношений собственности;
- возникновение сбытовых проблем в некоторых отраслях экономики и в некоторых компаниях.
Это открыло предприятиям глаза на преимущества маркетинга, бизнесмены стали изучать спрос и производить товары с учетом требований потребителей.
Новый этап развития маркетинга в России начался после перестройки. Экономические реформы привели к формированию рыночных отношений и возобновили активное развитие и использование маркетинга в деятельности предприятий. Маркетинг стал востребованной специальностью и начал пользоваться популярностью при выборе профиля в ВУЗах страны.
Маркетинг в современной России
Несмотря на длительную историю развития, российский маркетинг является относительно молодым явлением. Необходимость в применении маркетинга возникла в начале рыночных реформ.
Зарубежный маркетинг активно изучался российскими учеными. Многие теории можно использовать для решения проблем отечественных предприятий. Но далеко не все подходы и методики полностью подходят для России, которая имеет свою специфику в экономике, политике, культуре.
В России популярен и активный, и пассивный маркетинг. Особенно активно используется прямой маркетинг. Это прямая почтовая рассылка, активная реклама, телереклама, реклама по телефону. Также проводятся различные рекламные форумы, конференции, на которых можно узнать предпочтения и желания потребителей, выявить их отношение к качеству товаров и т. д.
Пассивный маркетинг – это различные публикации в печатных СМИ, где расписываются достоинства компаний.
Современный маркетинг в России включает:
- исследование спроса и предложения, в особенности на приоритетных сегментах рынка;
- определение соотношения затрат на осуществление хозяйственной деятельности по сравнению с другими компаниями;
- проведение рекламной работы на современном уровне.
Несмотря на существенное движение вперед, в России еще не сформирована экономическая среда для ведения маркетинговой деятельности как философии бизнеса. Отсюда основные особенности российского маркетинга:
- активное развитие теории, а не практики маркетинга;
- ограниченность в получении достоверной и актуальной информации для развития маркетинговой деятельности;
- существенное внимание уделяется отдельным маркетинговым моделям: международного маркетинга и маркетинга средств производства (развитие экспортной торговли России машинами и оборудованием);
- применение на практике только некоторых маркетинговых функций;
- недостаточно развитая инфраструктура рынка;
- низкий уровень культуры в применении маркетинговых методик и инструментов.
Сравнение маркетинга в России и за рубежом
Следует отметить отставание российского маркетинга от зарубежного. Тем более, что в России к маркетингу отношение двоякое. Кто-то считает его эффективным инструментом получения максимальных доходов, некоторые считают, что и без него можно заработать большие деньги.
Корни многих отечественных проблем уходят далеко и связаны они с невнимательным изучением основ маркетинга. Кроме этого, бизнес торопится в отечественную экономику вводить европейские и американские правила маркетинга, приравнивать российский бизнес к иностранному.
В России в университетах огромное внимание уделяется теории маркетинга, практики недостаточно. Поэтому выпускник, приходя на работу, не всегда понимает, что от него требуется. В западных странах теория и практика идут параллельно, плюс многие занятия ведут преподаватели с большим опытом работы в бизнесе.
Несмотря на все минусы, маркетинг в России существует и активно развивается. Компании применяют инновационные технологии для привлечения клиентов и продвижения совей продукции. Единственное, это отсутствие определенной системы, по сравнению с зарубежным рынком. Маркетинговая деятельность европейских и американских компаний эффективна и носит комплексный характер. В России руководство многих предприятий стремится охватить все и сразу или решает поставленные задачи по-отдельности, не видя между ними взаимосвязи.