Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Эволюция маркетинга в мире и в России

Все предметы / Маркетинг / Эволюция маркетинга в мире и в России

Становление и развитие маркетинга

Определение 1

Эволюция маркетинга – это история его становления и развития.

На сегодняшний день единого подхода к определению ставшего столь популярным термина «маркетинг» попросту нет. В большинстве случаев под ним принято понимать особый вид человеческой деятельности, опосредованный удовлетворением возникающих нужд и потребностей рынка посредством обмена.

В западной экономической науке принято выделять четыре ключевых эры становления и развития маркетинга. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Ключевые эры в мировой истории маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые эры в мировой истории маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эра производства длилась вплоть до 1925 года. В те времена даже наиболее развитые европейские предприятия основное свое внимание уделяли вопросам обеспечения качества производимых товаров, для реализации которых нанимались сторонние люди. В эту эпоху было принято считать, что хороший продукт вполне способен сам себя продавать. Одним из ярчайших представителей той эпохи можно считать Генри Форда, считавшего, что для того, чтобы обогнать конкурентов, достаточно производить лучший товар. Увы, время показало всю ошибочность этого утверждения, а сама эра производства закончилась, так и не достигнув своего пика.

Вслед за эрой производства (начиная со второй четверти ХХ века) в маркетинге началась эра продаж. Она характеризовалась:

  • совершенствованием производственных приемов;
  • ростом объемов изготавливаемой продукции.

Производители были вынуждены все чаще задумываться о более эффективных способах сбыта производимого ими продукта. В этот период в мире произошло немало великих открытий, а сам рынок наполнился абсолютно непривычными потребителям товарами, в необходимости покупки которых потребителей еще нужно было убедить. Именно в этот период в крупных корпорациях стали впервые появляться специалисты по продажам, которым, однако, по-прежнему отводилась второстепенная роль.

Готовые работы на аналогичную тему

Вслед за «великой депрессией» началась эра собственно самого маркетинга в современном его понимании. Человеческие потребности в товарах начал и расти, одновременно с ними возросла и роль отделов продаж. Необходимым условием рыночного выживания бизнеса стали учет потребительского спроса и ориентация на него.

В период Второй мировой войны в развитии маркетинга вновь наступила пауза, вслед за которой маркетинг уже более не рассматривался в качестве второстепенной или дополнительной деятельности. Напротив, он стал играть ведущую роль в планировании производства товарной продукции и организации ее сбыта. Рыночная ориентация помогала компаниям довольно быстро достигать успеха, ведь потребители с гораздо большей готовностью и охотой принимали их новые продукты. Так появился маркетинг, определяемые потребителями.

В конце ХХ века маркетинг перешел на новую ступень развития, которая длится и по сей день. Речь идет об эре маркетинга взаимоотношений. Ее характерной особенностью выступает стремление к установлению и поддержанию стабильных взаимоотношений с потребителями и иными группами заинтересованных сторон. Основной целью подобного стремления выступает желание бизнеса остаться на плаву, поддерживать и увеличивать объемы сбыта.

Ключевые этапы развития маркетинга в России

В России развитие маркетинга имеет свою специфику, а его эволюция подлежит иной периодизации. Считается, что в России начало первому периоду развития маркетинга было положено еще в 1880-м году, а сам этап продлился вплоть до 1917 года. В этот период российская промышленность с опорой на крупное предпринимательство активно развивалась. Уже в те времена начали использоваться различного рода маркетинговые инструменты, такие, например, как меценатство, участие в международных ярмарках и выставках, формирование общественного мнения посредством выпуска настенной и печатной рекламы и пр.

Известно, что российские предприниматели еще с конца XIX века активно использовали различные приемы стимулирования сбыта и персонала. Уже в те времена имела место быть индустрия производства и упаковки товара. Тем не менее, единой маркетинговой системы еще не существовало. В то время, как на Западе маркетинг уже вовсю преподавался в университетах в качестве отдельной дисциплины, в России отдельные знания по нему можно было получить лишь в рамках курса экономической теории, преподававшегося в коммерческих училищах.

Развития маркетинга в России было прервано революцией. На протяжении целого пятилетия стана испытывала потребность в большей части продовольственных и промышленных товаров. Производство было остановлено и разрушено. Благодаря гражданской и мировой войнам проблема маркетинга надолго был отодвинута на второй план.

Новый виток развития маркетинга в России начался с наступлением эпохи новой экономической политики. Именно тогда в России был создан первый научной труд по маркетингу. Однако, его развитие продлилось недолго. Начиная с 1929 года, когда была введена жесткая система распределения, развитие маркетинга вновь прекратилось.

Хрущевская оттепель дала российскому маркетингу новый толчок развития. Им активно заинтересовались советские ученые-экономисты. Начиная с 1970-х гг. Россия постепенно стала выходить на внешний рынок, в связи с чем потребность в маркетинге еще более возросла. В ряде российских вузов маркетинг был введен в курс обучения в качестве новой научной дисциплины.

Новый этап в развитии маркетинг начался с развалом Советского Союза и переходом страны к рыночной экономике. Продолжается он и по сей день. Свое развитие в этот период получили:

  • теория маркетинговых коммуникаций;
  • методология рыночных сетей;
  • социальный и некоммерческий маркетинг и др.

Анализ эволюции маркетинга в России позволяет говорить о том, что в большинстве случаев маркетинговая деятельность реализовалась, а в некоторых случаях и сейчас реализуется, эпизодические и бессистемно, находя свое отражение в виде решения отдельных задач маркетинга, как правило, связанных со сбытом товара. По-прежнему в штыки воспринимается психологическая обработка, грубое навязывание товаров и манипулирование потребительским поведением.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис