Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Банковский маркетинг в России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Банковский маркетинг / Банковский маркетинг в России
Банковский маркетинг в России

История развития российского банковского маркетинга

История банковского дела в России началась с указа императрицы Анны Иоановны. Она распорядилась выдавать ссуды под 8 % годовых под залог драгоценных изделий. В 1754 году по указу Елизаветы Петровны были созданы Дворянские заемные банки в Москве и Петербурге. В 1786 году на основе этих банков появился Государственный заемный банк. Это была первая финансовая организация в России, которая принимала вклады населения.

Первые коммерческие банки появились в СССР в 1988-1989 гг. Но сначала большинство банков не признавало маркетинг как необходимость. В сфере банковских услуг и в промышленности развитие маркетинга происходило одновременно и в непростых условиях. Это связано с отсутствием опыта, методических разработок и специалистов, отсутствием достаточной и актуальной информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Банки стали осознавать и вскоре использовать маркетинг в своей деятельности только в 1991-1992 гг.

Замечание 1

Главная особенность российского маркетинга во всех сферах – это применение зарубежного опыта, который направлен на расширение вкладов посредством привлечения денежных средств частных лиц и организаций.

Российская модель банковского маркетинга долгое время была довольно примитивная, поскольку не проводились серьезные и глубокие исследования рынка по привлечению средств организаций и сбережений населения в банки. Главным маркетинговым приемом является манипулирование процентной ставкой по депозитам и кредитам.

Особенностью маркетинговой стратегии российских банков с 1991 года стала навязчивая реклама о выплате высоких процентов по депозитам в средствах массовой информации. Такая реклама имела массовый характер, индивидуальные потребности потенциальных клиентов не учитывались. Кроме этого набор банковских продуктов и услуг не был таким разнообразным как в настоящее время.

Уже в 1993 году банки стали не способны выплачивать заявленные в рекламе большие проценты по депозитам граждан, т.е. стали некредитоспособными. Причина в том, что большинство банков неправильно или вообще не использовали маркетинговую стратегию, а применяли метод пирамиды. Кроме это основные усилия банков были направлены на межбанковские короткие кредиты в различные секторы экономики, а также на валютные операции. Возросло количество невозвратов кредитов. Банки оказались на грани банкротства или отзыва лицензии со стороны Центрального Банка РФ.

Особенности маркетинга в Сбербанке России

Сбербанк является российским крупнейшим транснациональным и универсальным банком России, а также Центральной и Восточной Европы. Он контролируется ЦБ РФ, предоставляет широкий набор банковских продуктов и услуг и обслуживает большое число физических и юридических лиц.

Особенности маркетинга в деятельности Сбербанка связаны со спецификой банковских продуктов и услуг. Персонал банка должен четко разбираться в наборе предоставляемых услуг, уметь работать с каждым клиентом, находить подход к каждому и грамотно применять методы и инструменты маркетинга. Для сравнения западные банки предоставляют около 200 разнообразных продуктов и услуг, российские банки – 80.

Замечание 2

Цель деятельности Сбербанка – это привлечение клиентов, расширение сферы реализации продуктов и услуг и как следствие, повышение доходности банка.

Сбербанк, как и любой коммерческий банк, находится в постоянном поиске способов привлечения новых клиентов и удержания старых. Для этого и применяются маркетинговые методы и инструменты. Но маркетинг требует тщательной подготовки и глубокого анализа. Для выявления потребностей и запросов потребителей необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования, изучать конкурентов.

Маркетинг Сбербанка ориентирован на реализацию единой цели, а именно рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств. Для этого сбербанковский маркетинг основан на следующих принципах:

  • направленность действий и усилий персонала банка на достижение конкретных поставленных целей;
  • значительное стимулирование творческой активности и инициативы любого сотрудника;
  • формирование положительного климата в коллективе.

Современное развитие маркетинга изменила уровень взаимоотношений банка с клиентами. Сбербанк разрабатывает и внедряет новые продукты и услуги. Это и зарплатные проекты бюджетных учреждений и коммерческих организаций, предоставление различных видов потребительских кредитов, ипотечное кредитование, вклады для различных слоев населения, пенсионные программы, оплаты коммунальных и иных платежей, штрафов, налогов и др.

Особенности маркетинга в Альфа-Банке

Альфа-Банк – это один из крупнейших частных банков России. Он имеет стабильное финансовое положение и динамично развивается на отечественном рынке.

Банк постоянно разрабатывает и реализует мероприятия по поддержанию уровня своей конкурентоспособности.

Альфа-Банк имеет в своей структуре маркетинговое подразделение, работа которых основана на следующих принципах:

  • отдел или служба маркетинга является самостоятельным подразделением;
  • в состав отдела маркетинга входят группы, которые выполняют определенные функции;
  • маркетинговому подразделению подчиняются соответствующие отделы, т.е. служба или департамент маркетинга – это интеллектуальное ядро банка.
  • Основная стратегия развития Альфа-Банка – это формирование современного, эффективного, стабильно развивающегося и высокотехнологичного банка, который максимально гибко может реагировать на изменения на рынке и принимать грамотные решения.
Замечание 3

Ключевой целью функционирования Альфа-Банка является удержание обслуживаемых клиентов. Банк считает себя клиентоориентированным, поэтому основные усилия направлены на формирование круга лояльных клиентов. Привлечение новых – это второстепенная задача.

В условиях жесткой конкуренции Альфа-Банк предлагает своим клиентам новые продукты и услуги, которые обеспечивают необходимую и достаточную прибыль. Это говорит о надежности, стабильности и способности банка быстро реагировать на изменения во внешней среде.