Маркетинг на рынке недвижимости - это действия по повышению привлекательности объекта недвижимости у инвесторов, покупателей, арендаторов, или других целевых групп, для которых предназначен объект после сдачи в эксплуатацию.
Маркетинг должен применяться уже в самом начале работ по созданию объекта недвижимости и продолжаться во время всего его жизненного цикла. Иными словами маркетинг на рынке недвижимости должен применяться от самой формулировки идеи до завершения строительства или реконструкции.
Принято выделять следующие направления в маркетинге на рынке недвижимости:
- маркетинг строящегося объекта;
- маркетинг построенного объекта или земельного участка;
- маркетинг различных услуг.
Маркетинг строящихся объектов недвижимости
Обычно, концепция объекта недвижимости базируется на следующих маркетинговых операциях:
- анализ социально-экономических факторов рынка, среды и рыночных сегментов, уровня спроса и предложения;
- установление потенциала рыночной стоимости для объекта с данным месторасположением и разработка конкурентных преимуществ для строящегося объекта;
- анализ эффективности инвестиционного проекта, с учетом необходимости использования кредитов и займов, а также предположительной длительности строительства.
Еще до сдачи объекта в эксплуатацию предполагается активная рекламная кампания проекта, в процессе которой используются различные маркетинговые коммуникации.
Маркетинг построенных объектов
Для данного направления маркетинга недвижимости характерно то, что главные усилия должны быть сконцентрированы на сдаче помещения в аренду и гарантии получения собственником адекватных доходов от вложений. Для поиска потенциального арендатора и убеждения его в уникальности этого помещения должна быть разработана стратегия маркетинга, включающая план поиска арендаторов для заполнения площади здания. Этот план включает в себя:
- определение целевых аудиторий;
- принципы позиционирования проекта на рынке;
- варианты информирования целевого рынка об объекте;
- способы контроля рынка и подкрепления интереса к объекту недвижимости.
После разработки концепции объекта и анализа целевой аудитории осуществляется выбор оптимальных маркетинговых коммуникаций.
Основными маркетинговыми коммуникациями на рынке недвижимости являются:
- Наружная реклама – один из самых эффективных способов информирования.
- Печатная реклама, предполагающая размещение текстовых сообщений или иллюстраций в СМИ.
- Адресная реклама все чаще используется для продвижения объектов недвижимости. Как правило такая реклама представляет собой информационный лист, рассылаемый потенциальным клиентам в больших количествах.
- Интернет, что предполагает разработку вебстраницы, с помощью которой посетители узнают об объекте, арендаторах, предлагаемых услугах и т. д.
- Прямой маркетинг и презентация с использованием буклетов, проектов, видео, содержащих описание специфики объекта, плана, характеристику его конкурентных преимуществ, а также коммерческие условия арендаторов и покупателей.
- Мерчандайзинг - организация показа на объекте, методы наглядного представления его преимуществ, в том числе внешней привлекательности объекта. С этой целью могут быть использованы модели и планы объекта, интерактивная модель здания и т. п.
Маркетинг услуг на рынке недвижимости
К числе таких услуг принято относит услуги по юридическому оформлению, оценке недвижимости, разработке инвестиционного проекта и реализации ценных бумаг.
Маркетинговые услуги в области недвижимости являются перспективным и востребованным направлением, характеризующиеся растущим спросом. Однако на данном рынке имеется ряд проблем во взаимоотношении между владельцем объекта и фирмами, предоставляющими подобные услуги. Обычно владелец имеет собственный взгляд на продвижение объекта, не всегда адекватный существующем рыночному положению. Это обстоятельство, а также не всегда качественные маркетинговые услуги при их высокой цене, усложняет развитие маркетинга на рынке недвижимости.
Подвоя итоги можно сказать, что маркетинг недвижимости имеет целью не только выгодную продажу объекта, но и содействие роста осведомленности потребителей, формированию цивилизованных отношений между фирмой и ее клиентами, а также самим оператором рынка.