Биография
Малькольм Джон Макдональд родился в 1901 году в .Шотландии. Его отец – бывший премьер-министр Великобритании Джеймс Рэмси Макдональд. Малькольм окончил Оксфордский университет по направлению «Английский язык и литература», а также бизнес-курс в Брэдфордском университете.
Проработав некоторое время директором по маркетингу Canada Dry, он решил начать преподавательскую карьеру в Cranfield University School of Management на кафедре маркетингового планирования. Во время работы он не раз выступал консультантом для крупных международных компаний, проводил семинары для руководителей разных компаний по всему миру. На выборах 1929 года был впервые избран в парламент от партии лейбористов, в которой состоял и его отец. В 1931 году когда его отец сформировал национальное правительство из представителей различных партий он также вошёл в это правительство, покинув лейбористскую партию. Занимал позицию заместителя министра Национального правительства. В 1935 году был назначен министром по делам колоний.
По-настоящему знаменитым Макдональда сделала книга «Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса», написанная в соавторстве с Питером Моррисом. В этой книге в оригинальной форме в картинках иллюстрируются различные маркетинговые понятия. Идея авторов заключалась в том, чтобы передать в самой простой и понятной форме сущность маркетинга.
Достижения
Макдональд написал достаточно много разных книг и статей о маркетинговых понятиях. Среди них «Планы маркетинга. Как их составлять и использовать», «Планирование маркетинга в сфере услуг» и многие другие.
Последняя из его книг книга «Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса» была издана в 1987 году и после этого несколько раз переиздавалась. Его соавтор Питер Моррис во время работы над очередным учебным пособием обнаружил, что часто рисунки лучше объясняют сложные понятия менеджмента и маркетинга. Совместно с Малькольмом Макдональдом, он разработал видеопрограммы по маркетингу, создал несколько книг и даже мультфильм.
Почти все его книги были переведены на различные языки мира.
Основные понятия «Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса»
Отправная точка деятельности каждой компании – это нужны и потребности ее клиентов.
Это и есть рыночная ориентация, подразумевающая приспособление материальных, финансовых и кадровых ресурсов фирмы к потребностям клиентов. Приспособление это осуществляется в изменчивой макросреде, включающей:
- социально – экономические факторы нестабильности;
- политические и правовые ограничения;
- институциональные и технологические изменения;
- прямую и непрямую конкуренцию.
При это важно учитывать не только каждый элемент в отдельности, но и их взаимное влияние и взаимодействие. Это и есть – комплекс маркетинга. Маркетинговые мероприятия невозможно планировать отдельно от прочих функций: производственной, кадровой и финансовой. Поэтому, маркетинговое планирование как процесс должно быть основано на корпоративном планировании в целом.
Маркетинговое планирование – это систематические использование ресурсов маркетинга для достижения стратегических целей фирмы.
Маркетинговое планирование является средством, которое помогает фирме отслеживать и контролировать внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на получение прибыли. Именно благодаря маркетинговому планированию каждое подразделение компании понимает, какова конкурентная позиция предприятия сейчас и какая должна быть достигнута в перспективе. Это помогает менеджерам разных подразделений работать совместно, а не заниматься решением собственных узких функциональных задач.