Понятие и сущность креативного маркетинга
Основными целями маркетинга являются:
- привлечение потенциальных потребителей и удержание существующих покупателей;
- укрепление позиций на рынке;
- занятие выгодной рыночной ниши;
- повышение объемов продаж.
Чтобы достичь все поставленные цели не нужны глобальные действия, достаточно найти креативную идею. Реклама со временем перестает интересовать и привлекать внимание. Ее назойливость, чрезмерность и навязчивость отталкивает. Для удивления покупателя необходим креативный маркетинг.
Креативный маркетинг – это поиск оригинальных и уникальных решений, привлекающих потребителей и заставляющих их совершать повторные покупки.
Креативный маркетинг строится на простых, недорогих или почти бесплатных акциях и способах продвижения товаров и услуг. Его применяют, если компания:
- намерена продвигать свою продукцию или услуги максимально быстро и с минимальными вложениями;
- стремится к привлечению большего количества клиентов;
- планирует извлекать дополнительный доход с нематериальных активов: имидж, репутация, лояльные потребители и пр.
Креативный маркетинг считают одним из методов маркетинговых коммуникаций. Но не стоит насыщать систему продвижения творчеством. Креативные идеи должны разрабатываться строго в соответствии со стратегией маркетинга. Проявляющийся некстати креатив может негативно сказаться на репутации компании.
Креативный маркетинг имеет следующие отличительные характеристики:
- поиск эффективного решения определенных задач бизнеса – основа креативного маркетинга;
- идея должна оказывать воздействие, чтобы считаться креативной;
- умение удивлять и обратить внимание покупателя.
Креативность помогает выделиться и дифференцировать компанию среди конкурентов и оставить след в сознании потребителя. Для внедрения креативного маркетинга следует соблюдать следующие принципы:
- постоянный мониторинг маркетинговых трендов и новинок;
- исследование деятельности конкурирующих предприятий;
- знакомство с целевой аудиторией;
- изучение собственных интересов;
- делегирование (командная работа, сбор идей, их обсуждение и оценка);
- неудачные идеи могут впоследствии стать хорошими, не стоит их исключать совсем;
- использование юмора и небольших преувеличений характеристик товара/услуги.
Средства и инструменты креативного маркетинга
Креатив – это неотделимая часть эффективного маркетинга. Компаниям жизненно необходимо выделяться на фоне конкурирующих организаций, привлекать новых и удерживать лояльных потребителей.
Креатив нельзя отождествлять с творчеством. Создание креативных решений является многоэтапной процедурой, которая строится на тщательных исследованиях, подготовке и оценке рынка, поиске и тестировании идей.
В ходе реализации креативного маркетинга компании применяют различные средства и инструменты.
Рисунок 1. Средства и инструменты креативного маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Средства креативного маркетинга направлены непосредственно на потребителя. При этом они делятся на те, которые подразумевают непосредственное личное общение и те, которые действуют через посредников, материальных носителей.
Под блогом понимают личный дневник в Интернете. Он помогает оценит отношение потребителей к бренду, товару, изучить предпочтения. Также способствует продвижению конкретных товаров и услуг.
Под Buzz-маркетингом понимают маркетинг слухов. Рекламное сообщение распространяется через обмен мнениями между покупателями товаров или услуг. Другое название этого средства - Word-of-mouth маркетинг. Потребители распространяют положительную информацию и тем самым ее продвигают. В качестве материальных носителей используют:
- Product placement - фильм, книга, песня, в котором размещается продвигаемый продукт;
- Life-placement и его разновидности Ambient media – обычный бытовой предмет (то что нас окружает): зеркало, скамейка, клумба, фонарь и т.п.;
- тизер – билборд, растяжка или журнальная полоса;
- мобильный маркетинг – смартфон, мобильный телефон, коммуникаторы;
- Viral-маркетинг – ссылки на картинки, ролики, истории, пересылаемые в Интернете от одного пользователя к другому.
Инструменты креативного маркетинга применяются для создания необычных, ярких и запоминающихся событий, которые продвигают товар и активируют Buzz-маркетинг. В их состав входит Sense-маркетинг, который хоть и является инструментом креативного маркетинга, но не создает никаких событий.
Рисунок 2. Виды и характеристика инструментов креативного маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности применения креативного маркетинга
Целью использования креативного маркетинга в деятельности компаний состоит в том, что индивидуальную культуру и бренд в отличие от цен, качества и технологий производства конкуренты перенять не могут. Бренд – это зеркало компании, ее ценностей, миссии и стратегии развития. Он позволяет покупателям выделять товары компании среди других, формировать лояльность и иметь четкие ассоциации с именем организации.
При вхождении на рынок недостаточно просто создать бренд, необходимо его продвигать, чтобы сделать популярным. Даже известные бренды не перестают себя рекламировать, что потребитель не потерял к ним интерес. Для этого и применяется креативный маркетинг.
Креативный маркетинг предусматривает нестандартный подход к решению маркетинговых задач, на основе появления новых своеобразных идей и вынесения эффективных креативных решений, ведущих к будущей реализации маркетинговых инноваций.
Инструментарий креативного маркетинга используется для проведения существенных изменений в товаре, его дизайне и упаковке, для продвижения и формирования новых ценовых стратегий, бренда, развития целевого сегмента и репозиционирвоания товара.
Методики креативного маркетинга разрабатываются силами и возможностями самой компании. Но активно применяется заимствование идей у потребителей. Они удовлетворяют свои потребности при посредством доступных средств с привлечением творческого подхода. Такая идея подхватывается бизнесменами как креативная составляющая при разработке и продвижении продукции.