Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды конкуренции

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Виды конкуренции
Определение 1

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между представленными на рынке организациями с целью обеспечения лучших возможностей сбыта своих продуктов и удовлетворения всего разнообразия потребностей покупателей.

Виды рыночной конкуренции

Существуют несколько основных видов рыночной конкуренции, классифицированных по ряду признаков:

По масштабам развития:

  • индивидуальная – между одиночными игроками на рынке;
  • местная – между компаниями на определенной территории;
  • отраслевая - между компаниями одной отрасли;
  • межотраслевая – между компаниями разных отраслей;
  • национальная - между компаниями одной страны;
  • глобальная - между компаниями на мировом рынке.

По характеру развития:

  • свободная – не ограничиваемая государством;
  • регулируемая – ограниченная государством;

По конкурентному преимуществу:

  • ценовая, которая заключается в искусственном сбивании цен на продукт;
  • неценовая, которая проводится через улучшение качества продукции, технологии ее производства, внедрение инноваций.

В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:

  • совершенная – основанная на исполнении положений конкурентного равновесия (множество независимых производителей и потребителей, свободная торговли средствами производства, самостоятельные производители, однородная и сопоставимая продукция, доступная информации о рынках).
  • несовершенная - базируется на нарушении положений конкурентного равновесия (передел рынка между крупными организациями или полное их господство, ограниченная самостоятельность организаций, дифференцированная продукция и внешний контроль сегментов рынка).

В зависимости от соотношения спроса и предложения товаров и услуг:

  • чистая – является ортодоксальным случаем совершенной конкуренции, характеризуется полным отсутствием рыночной силы;
  • олигополистическая - относится к несовершенному виду и характеризуется большой рыночной силой;
  • монополистическая - это конкуренция несовершенного вида, характеризуется тем, что с точки зрения покупателя товары монополистов обладают отличительными качествами, воспринимаемыми всеми рынками.

Совершенная конкуренция – это не естественное состояние рынка. Во многих отраслях деятельности конкуренция затруднена вследствие ряда причин:

  • технологические особенности отрасли;
  • исключительно высокие невозвратные активы, вложенные в основное производство;
  • наличие избыточных производственных мощностей, при помощи которых можно удовлетворить «пиковые» нагрузки потребностей потребителя.

Монополии

Виды монополий:

  1. Естественная или устойчивая, характерна для организаций, располагающих редкими и свободно невоспроизводимыми ресурсами.
  2. Искусственная, которая образуется за счет передачи в чьи-то руки объектов экономических отношений.
  3. Новаторская, когда одна организация на рынке предлагает свой продукт большому числу покупателей за счет его уникальности.

Влияние монополий на рынок:

  • позитивное — снижение издержек за счет масштабов производства, развитие технологического прогресса, часто социальная направленность;
  • негативное — нарушение прав потребителей, связанное с отсутствием альтернативы выбора или дефицитом, переконцентрация производства подавляет предпринимательство.

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:

  • горизонтальная конкуренция — между производителями товаров и услуг одного вида. Относится к внутриотраслевой конкуренции.
  • вертикальная конкуренция —между производителями различных товаров и услуг, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Относится к внутриотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции, которые определяет зависимость между соотношением спроса и предложения на каждый конкретный товар:

  • конкуренция между продавцами товара;
  • конкуренция между покупателями товара.

Чем больше конкурируют продавцы, тем меньше - покупатели, и наоборот.