Понятие качества маркетинга
Качество –это главный фактор конкурентоспособности предприятия на рынке. А качественный маркетинг способствует успеху организации. Понятие качества маркетинга или маркетинговой деятельности компании возникло не так давно. По оценке уровня качества маркетинга, было проведено множество исследований.
Качество маркетинга – это совокупность свойств маркетинговой деятельности, которые выявляют ее способность реализовывать маркетинговые функции.
Для оценки качества маркетинга используются два подхода: через объективные и субъективные свойства, как по отношению к продукции и продукту. В общем плане качество маркетинга отражается через степень удовлетворения компанией-производителем товаров и услуг потребностей и желаний потребителей.
В рамках качества маркетинга рассматриваются следующие понятия:
- философский взгляд (удовлетворение желаний потребителей, ориентация на нововведения и креативность, преимущество стратегического мышления;
- принцип поведения (постоянная забота об имидже компании и ее товарах или брендах);
- информационный аспект (направленность на исследование рынка, формирование рынка с позиций его значимости, разработка концепций с поддержкой от базы данных);
- принцип действия (совокупный системный анализ без выделения отдельных);
- принцип дифференциации (политика ниш рынка, применение шаблонов информирования потребителей как факторов влияния на ту или иную группу);
- организационный аспект (децентрализация и гибкость управления, формирование центров прибыли);
- социальный аспект (ориентация предприятий на безопасность, охрану здоровья потребителей и окружающей среды).
Качественным считается тот маркетинг, который попадает в цель. В этой связи мерой эффективности маркетинга являются продажи. Реклама, узнаваемость бренда – это промежуточные цели для достижения главной - продажи товаров или услуг.
Грамотные и знатоки своего дела маркетологи-практики должны узнать цели, которые ставит перед собой потребитель, чтобы предложить недорогой и оптимальный маршрут к данной цели.
Обеспечение качества маркетинга
Качество маркетинг зависит от эффективности выполнения следующих функций:
- аналитическая (исследование рынка, целевой аудитории, конкурентов и товаров);
- производственная (организация производства, внедрения новых технологий, качество производимой продукции и обеспечение конкурентоспособности);
- сбытовая (организация каналов реализации, логистика, проведение товарной, ценовой политики, продвижения);
- управленческая стратегическое и тактическое планирование, контроль и информационное обеспечение).
Реализация указанных функций должна способствовать достижению главной цели маркетинга - удовлетворение потребностей потребителей максимально наилучшим способом. В результате компания приобретает круг лояльных потребителей, привлекает новых клиентов и получает запланированную прибыль.
Оценить качество маркетинговой деятельности на предприятии исходя из окупаемости затрат на маркетинговые мероприятия или проекты не вызывает трудностей. Сложным моментом является оценка конечных результатов работы маркетинговых подразделений и какое значение для компании в целом они имеют. Другая сложность – оценка качества маркетинга в количественной форме.
Показатели качества маркетинга
Под показателями качества маркетинга понимают совокупную характеристику, которая отражает прогнозные модели оптимальных объемов продаж, с учетом качества маркетинга всех участников рыночных отношений, их репутации, деловой и общественной активности.
Для оценки качества маркетинговой деятельности применяют следующие методы:
- экстраполяция трендов;
- регрессионный анализ;
- метод скользящей средней;
- экспоненциальное сглаживание.
Система оценки качества маркетинговой деятельности строится на использовании многофакторных моделей анализа. Целевой функция таких моделей – это снижение отрицательных показателей и определение скрытых запасов.
Изучение качества маркетинга производится по ряду категорий:
- поставщик;
- потребитель;
- обслуживание потребителей;
- социально-деловая активность;
- имидж.
По первой категории оценка качества маркетинга определяется в рамках неразрывной цепочки: снабжение-производство-реализация. Ключевым аспектом в анализе качества поставщика является четкий учет и контроль над выполнением обязательств по доставке материально-сырьевых ресурсов точно в срок.
«Поставщик» оценивается по данной формуле:
$M = K_1 × K_2 × K_3 × …$
где $K_i$ - коэффициенты качества поставляемых товаров, выполнения обязательств поставок, выполнение проплат и др.
По второй группе оценка качества маркетинга определяется привлечением новых клиентов и сохранение существующих.
$M = (K_1 + K_2 ) – (K_3 + K_4 )$, где:
$K_1$ – число новых потребителей за оцениваемый период времени;
$K_2$ - число восстановленных коммерческих связей;
$K_3$ - число потерянных деловых контактов;
$K_4$ - число нарушенных обязательств по потребителей.
По «обслуживанию клиентов» оценка качества маркетинга осуществляется посредством анализа социограм. Коэффициент качества рассчитывается по следующей формуле:
$K_0 = (X_1 + X_2 – X_3) / (X_1 + X_2 + X_3 + X_4 )$, где:
$X_1$ – число ответов «отлично»;
$X_2$ – «хорошо»;
$X_3$- «удовлетворительно»;
$X_4$ - неудовлетворительно.
Чем выше $K_0$, тем выше обслуживание.
По категории – социально-деловая активность оценка качества маркетинга изучает вклад предпринимательства в общественность и социальную сферу. Для расчета применяется коэффициент, который соотносит уровень расходов на поддержание социальной направленности компаний с полученной прибылью:
$K = (расходы \ на \ социальную \ сферу) / (прибыль \ от \ сбыта \ товаров)$
Последняя категория – это имидж компании. Оценка качества маркетинга отражает образ организации в создании не только потенциальных покупателей, но и персонала и общественности.
Критерии оценки имиджа:
- популярность бренда;
- объем сервиса;
- соблюдение договорных обязательств;
- качество обслуживания;
- связи с общественностью;
- рекламная кампания;
- ярмарки и выставки;
- мотивация работников.