Интернет в современном мире
Интернет – это компьютерная сеть, представляющая собой информационную систему связи, объединяющую множество компьютеров по всему миру.
За последние несколько десятков лет Интернет получил широчайшее распространение. Сегодня доступ к всемирной паутине (стационарный или мобильный) имеет большая часть населения нашей планеты. Число активных Интернет-пользователей растет с каждым днем.
Интернет выступает неотъемлемой частью жизни современного общества, так или иначе он проникает практически во все сферы жизни людей, начиная от средств связи и заканчивая работой органов государственной власти и банковского сектора. Сегодня Интернет является площадкой для реализации рыночных отношений. Все большее количество компаний не просто открывают свои представительства в сети, но и запускают проекты онлайн коммерции. При этом популярность Интернет-торговли стремительно растет, а люди все чаще совершают онлайн платежи.
Особое место Интернет занимает в маркетинге. При этом он играет неоднозначную роль, одновременно выступая в таких ипостасях, как:
- источник получения маркетинговой информации;
- инструмент маркетинговых коммуникаций;
- канал продвижения и сбыта продукции;
- самостоятельный инструмент продаж;
- сфера рыночной конкуренции и пр.
Благодаря этому Интернет-маркетинг является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой фирмы, ориентированной на успешное развитие в долгосрочной перспективе. Его недооценка способна привести к негативным последствиям, включая утрату рыночных позиций и ограничение перспектив роста бизнеса.
Сущность и классификация потребностей
В маркетинге под потребностями принято понимать нужды, принявшие специфические формы согласно культурному уровню и личности потребителей. В их основе лежит некое состояние определенной неоднородности, которое испытывает человек после того, как в его голове появляется какая-либо идея, отражающая его нужды. Сами же потребности служат особой формой удовлетворения человеческих нужд.
Фактически потребности отражают разницу между текущим состоянием потребителя и его идеальной (желаемой) формой. Чем больше эта разница, тем более высокую мотивацию испытывает потребитель к покупке того или иного товара с целью удовлетворения своей потребности.
Отличительной особенностью потребностей выступает тот факт, что они могут как формироваться в сознании потребителей, так и навязываться им из вне. При этом сами потребности делятся – рациональные и иррациональные. Более того, в маркетинге все потребности подразделяются на две группы (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Классификация потребностей в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Потребности функционального толка имеют первичный характер, а потому считаются базовыми и фундаментальными. Как правило, в их основе лежит желание потребителя улучшить свое физиологическое состояние.
Эмоциональные потребности носят вторичный характер, чаще всего в их основе лежит стремление покупателей к самовыражению. Потребности эмоционального толка делятся на психологические и социальные. Кроме того, они могут быть внешними и внутренними.
Удовлетворение потребностей выступает одной из важнейших задач маркетинга. От того, насколько эффективно решается эта задача в значительной степени зависит коммерческий успех любой фирмы.
Место и роль Интернета в удовлетворении потребностей потребителей
Сегодня Интернет играет огромную роль в удовлетворении потребностей современного общества. Более того, он служит не только средством их удовлетворения, но и местом их формирования.
Сама по себе Интернет-среда представляет собой обширный источник маркетинговой информации, анализ которой позволяет бизнесу принимать обоснованные решения касаемо производимой продукции и услуг и более эффективно удовлетворять потребности общества. Все это находит свое отражение в том, что потребители имеют достаточно широкие возможности выбора инструментов, способов и средств удовлетворения своих нужд и потребностей. При этом уровень конкуренции в Интернете стремительно растет.
Основными преимуществами цифровой онлайн трансформации общества и переноса рыночных основ в Интернет-пространство выступают:
- предоставление потребителям широкого доступа к большому количеству интерактивной информации о предлагаемой рынком продукции, упрощающее для них процесс принятия решений о приобретении того или иного товара (услуги);
- предоставление потребителям возможности одновременного доступа к большому количеству Интернет-магазинов и выбора наиболее привлекательных для них цен и условий покупки;
- создание условий для сотрудничества между потребителями и бизнесом в части поиска идей для создания новых товаров и усовершенствования уже выпускаемой продукции;
- возможность со стороны рынка в целом и потребителей в частности оказывать влияние на товаропроизводителей с целью расширения товарного ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции.
Помимо прочего растущая в Интернет-среде конкуренция служит стимулом для товаропроизводителей и рыночных торговцев не только к повышению качества самой продукции, но и к улучшению сервиса, опосредующего процесс ее сбыта, реализации и потребления.
Благодаря развитию Интернета потребители получили не только широкие возможности для выбора интересующей их продукции, но и возможность обмениваться мнениями и отзывами о товарах, услугах и их производителях, делиться опытом и формировать новые для себя интересы и потребности. Важной составляющей современного Интернет-пространства выступает возможность совершения онлайн платежей из любой точки мира в любое время дня и ночи. Благодаря этому, не выходя из дома потребители имеют возможность покупать книги, одежду, косметику, авиа- и ж/д- билеты, заказывать еду на дом, оплачивать счета и многое другое. Даже работать сегодня можно через Интернет, удовлетворяя тем самым свою потребность в финансовых средствах и самореализации.