Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребительское поведение и предельная полезность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Потребительское поведение и предельная полезность
Потребительское поведение и предельная полезность

Определение сущности потребительского поведения

В основе рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения, основными участниками рынка выступают продавцы (товаропроизводители) и покупатели (потребители). Решающая роль в развитии рыночных отношений отводится поведению потребителей, тому как, почему и на основе каких факторов они принимают решение о покупке (приобретении) экономических благ. Подобное поведение в экономике принято называть потребительским.

Определение 1

Под потребительским (покупательским) поведением в общем смысле принято понимать процесс, благодаря которому происходит формирование спроса потребителей на товары и услуги различного рода. Именно поведение потребителей считается основополагающим фактором формирования объемов производства и потребления.

Помощь со студенческой работой на тему
Потребительское поведение и предельная полезность

Иначе потребительское поведение принято понимать в качестве рыночного поведения конечных покупателей, которые в процессе купли-продажи приобретают экономические блага для личного использования.

Поведение потребителей в условиях рынка определяется воздействием множества факторов. В первую очередь, оно напрямую зависит от уровня их доходов – чем выше доходы, тем больше спрос (как в количественном, так и в качественном выражении) и наоборот, чем уже финансовые возможности потребителей, тем ниже их покупательские возможности.

К числу прочих факторов, определяющих характер и модель потребительского поведения, относятся:

  • предпочтения и ожидания потребителей;
  • уровень отпускных цен на продукцию;
  • традиции, обычаи и нормы общества;
  • личностные характеристики потребителя;
  • мотивы и убеждения покупателя и пр.
Замечание 1

На практике на потребителя и его поведение в условиях рынка одновременное влияние оказывают сразу несколько факторов. Их необходимо учитывать для того, чтобы выбрать верную модель рыночного продвижения продукции и стимулирования спроса.

Понятие и виды полезности

Основополагающим фактором рыночного поведения потребителей считается полезность приобретаемых ими в процессе купли-продажи экономических благ.

Определение 2

Под экономическими благами следует понимать вещественные и невещественные результаты экономической деятельности, которые могут быть получены в ограниченном по сравнению с потребностями количестве. Их основу составляют товары и услуги.

Полезность отражает степень удовлетворения потребностей в результате использования каких-либо товаров и услуг либо их набора.

В основе полезности экономических благ лежит их способность удовлетворять индивидуальные и общественные потребности, представляющие собой нужду в чем-либо. Все потребности человека условно делятся на три группы:

  • первичные;
  • вторичные;
  • третичные.

Первые носят физиологический характер и включают в себя потребности в пище, одежде и пр. Вторые удовлетворяются посредством потребления товаров длительного пользования, а третьи – включают предметы роскоши. Все они различаются по важности и значимости своего удовлетворения, тем не менее, их удовлетворение приносит определенную величину полезности.

Полезность имеет субъективный характер – то, что для одного человека может приносить пользу, другому человеку может оказаться совершенно бесполезным. Следовательно, полезность одного и того же товара (услуги) неодинакова для разных потребителей. Кроме того, она изменяется при увеличении (уменьшении) количества потребляемых экономических благ.

В экономике полезность принято делить на два вида (рисунок 1).

Виды полезности экономических благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды полезности экономических благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под общей полезностью понимается удовлетворение, получаемое покупателем от потребления определенного набора экономических благ. Иначе эту полезность принято называть совокупной.

Помимо совокупной существует иной вид полезности, именуемой предельной. Она представляет собой дополнительную (добавочную) полезность, извлекаемую покупателей от потребления каждой дополнительной единицы экономического блага. Теория предельной полезности играет огромную роль в развитии теории потребительского поведения. Рассмотрим ее более подробно.

Теория предельной полезности в рамках потребительского поведения

Предельная полезность позволяет определить, каким будет оптимальный объем потребляемых благ с учетом заданной величины дохода определенной степени потребности. Иначе ее принято называть добавочной.

Предельная полезность характеризуется соответствующим законом, который был разработан немецким экономистом Г. Госсеном. В его основе лежит теория убывающей предельной полезности, согласно которой существует определенная зависимость между величиной полезности и текущим потреблением каждой дополнительной единицы блага (рисунок 2).

Графическое отражение закона убывающей предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Графическое отражение закона убывающей предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, прослеживается зависимость величины полезности и текущими объемами потребления дополнительных единиц товаров и услуг. Чем выше степень насыщения потребностей в товаре (услуге), тем ниже степень удовлетворения от их потребления. В таких условиях товаропроизводители вынуждены снижать уровень отпускных цен с целью побуждения потребителей в наращиванию объемов приобретения этих самых товаров и услуг.

Сущность теории убывающей предельной полезности заключается в том, что при повторном потреблении продукта его полезность уменьшается. Таким образом, потребление каждой дополнительной единицы экономического блага приносит потребителю все меньшую полезность, соответственно степень его удовлетворения снижается.

Сам закон Госсена гласит, что полное удовлетворение всех потребностей индивида (общества) невозможно. Для того же, чтобы максимизировать получаемый потребителем уровень полезности, следует прекратить их удовлетворение на том уровне, когда интенсивность получаемого от их использования наслаждения стала одинаковой.

Иначе говоря, потребитель может получить максимальный уровень полезности от потребления экономических благ лишь тогда, когда достигается равенство между предельными полезностями всех потребленных благ. В этом случае, каждая последняя денежная единица, которую потребитель затрачивает на покупку каждого вида экономических благ, будет приносить ему одинаковую добавочную полезность.