Понятие и виды веб-аналитики в интернет-маркетинге
Каждый день пользователи интернета сталкиваются с рекламой товаров и услуг. Контекстная реклама, баннеры, e-mail рассылки, реклама в социальных сетях формируют желаемый образ бренд в сознании потребителей, стимулируя совершать покупки.
Активное развитие Интернета приводит к необходимости контролировать и оперативно получать информацию о товарах и услугах. Результаты многочисленных исследований говорят, что 86% потребителей руководствуются рекомендациям друзей и знакомых, а 55% - доверяют отзывам других пользователей.
С помощью исследований собирается необходимая информация о рынках, потребителях, конкурентах для последующего таргетинга. Маркетинговые исследования позволяют снизить степень неопределенности относительно принятия маркетинговых решений.
Исследования, проводимые в интернет-среде, называются веб-аналитикой.
Веб-аналитика – это вид деятельности, в рамках которой дают ответы на следующие вопросы:
- как эффективно разместить элементы на сайте;
- какая страница ресурса наиболее рентабельна с точки зрения контента;
- какие разделы сайта и в каком направлении нужно оптимизировать.
Веб-аналитика сайта – это анализ статистических сведений о посещениях и посетителях сайта для улучшения и оптимизации работы ресурса и проводимых рекламных кампаний.
По результатам исследований рекомендации и ответы на вопросы приводятся в форме показателей, расчетов и прогнозов с указанием степени точности.
Цель веб-аналитики заключается в сборе статистических данных для маркетинговых нужд компании.
Основная задача - мониторинг Интернет-ресурсов, на основе которого выявляется целевая аудитория и изучается поведение посетителей для принятия решений по развитию возможностей сайта.
Различают два вида аналитики в интернет-маркетинге:
- комплексная;
- сквозная.
Комплексная аналитика предполагает проведение статистических исследований. Для это используется обобщенная информация о ресурсе и более конкретные данные по каждой странице веб-ресурса.
В этом случае используются специальные счетчики, которые и собирают информацию о посещениях, работе сайта и потока трафика. Если возможностей счетчиков недостаточно, то в ход идут лог-анализаторы. Это системы, считывающие информацию с лог-файлов, созданных сервером.
Комплексная аналитика позволяет найти причины низкой посещаемость, позиций в поисковой выдачи и конверсии сайта.
Сквозная аналитика – это изучение полного пути клиента от рекламного объявления до целевого действия. Для этого изучаются статистика используемых каналов и площадок, рекламных кампаний, особенности поведения посетителей и их взаимодействие с элементами сайта.
Сквозная аналитика помогает определить эффективные точки контакта с клиентов и способы воздействия на него.
Без анализа нельзя вывести сайт в ТОП поисковой выдачи. Аналитика позволяет определить, какое направление следует доработать.
Выделяют два инструмента, которые оценивают веб-ресурсы:
- Яндекс.Метрика;
- Google Analytics.
С помощью данных инструментов владелец сайта может получить данные о посещаемости ресурса, посетителей и т.д. Сведения обобщаются, систематизируются, оцениваются и предоставляются в форме отчетов.
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика – это сервис для исследования посещаемости сайта и поведения пользователей.
Данная метрика в поисковой системе Яндекс работает на бесплатной основе и используется большинством веб-ресурсов. Владелец сайта ставит счетчик и получает полную информацию о жизни своего ресурса, анализирует рекламную деятельность и инвестиции в продвижение.
Основные отчеты метрики:
- по ключевым словам (выявление «работающих» слов, по которым посетители приходят на сайт);
- по площадкам (показывает площадки РСЯ, рекламной сети Яндекса, где размещаются объявления);
- по источникам трафика (показываются сведения по каналам трафика, и владелец может определить, какой именно приносит большую прибыль);
- по устройствам (показывает количество пользователей, которые зашли на сайт через компьютер, планшет или мобильный телефон, можно увидеть и модели гаджетов);
- по полу и возрасту (показывает, кто активно пользуется ресурсом: мужчины или женщины и их средний возраст);
- время и часы (показывает активность посетителей в конкретные часы и дни недели);
- география (показывает геопозицию посетителей и в каком регионе продажи идут лучше);
- вебизор (определение сильных и слабых сторон веб-ресурса).
Google Analytics
Аналогично в поисковой системе Google имеется своя метрика, которая называется Google Analytics.
Google Analytics — это бесплатный комплекс современных инструментов веб-аналитики компании Google для создания детальной статистики посетителей сайтов.
Статистические данные собираются на специальном сервере с помощью специального счетчика, который размещается на всех страницах анализируемого сайта.
Основные возможности при работе с Google аналитикой:
- поддержка многоязычных интерфейсов (предоставление отчетов на многих языках);
- широкий спектр пользователей (одностраничные сайты, корпоративные сайты, блоги, порталы и т.д.);
- пользователи: малый бизнес и крупные компании;
- визуализация последовательности перехода к цели;
- настройка панелей инструментов;
- перекрестная сегментация;
- экспортирование информации и отправка отчетов в определенное время.
Интерфейс Google Analytics содержит пять основных разделов с отчетами:
- в режиме реального времени;
- аудитории;
- конверсии;
- рекламной кампании;
- поведение посетителей.
Google Analytics является мощным инструментом, который используется для оценки эффективности и оптимизации работы. Это возможно благодаря основным и полезным функциям данного инструмента:
- настройка целей и их оценка;
- выбор целевого сегмента, аудитории при разработке разных отчетов;
- построение графика по 1-2 выбранным параметрам в каждом разделе
- сегментирование пользователей по странам, разрешению экрана, источникам трафика в подразделах «Карты».
- различные рекомендации от Google.
Данные функция позволяет в полной мере использовать метрику для улучшения работы Интернет-ресурсов.