Место маркетинга в управлении рыночной деятельностью предприятия
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товаров и услуг, предназначенный для выявления и удовлетворения потребностей конкретной группы потребителей в целях извлечения прибыли.
Согласно классическому определению маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, ориентированный на удовлетворение потребностей и нужд людей посредством обмена.
Маркетинг играет ключевую роль в управлении любой современной организацией. Конечной и основной целью маркетинга считается производство и реализация товаров и услуг, в которых нуждаются потребители. Именно посредством удовлетворения их нужд и потребностей компания может и должна получать прибыль. Чем более эффективно она будет удовлетворять потребности рынка, тем выше будет уровень ее конкурентоспособности.
Сам по себе маркетинг выполняет множество функций. Важнейшими из них считаются:
- аналитическая функция;
- производственная функция;
- сбытовая функция;
- функция контроля и управления.
Посредством планирования и реализации маркетинга организация изучает рынок, анализирует своих потребителей, производит продукт, им интересный, а самое главное – обеспечивает его рыночное продвижение и сбыт. От качества построения маркетинговой деятельности напрямую зависят результаты деятельности организации и перспективы ее рыночного развития.
Понятие маркетинг-микса
Маркетинг-микс представляет собой совокупность маркетинговых инструментов, посредством которых предприятия оказывают целенаправленное воздействие на спрос товаров и услуг. Иначе его называют комплексом маркетинга.
Маркетинг-микс представляет собой непосредственно ту основу, на которой строится система рыночного продвижения компании, ее продукции и услуг. Также его можно определить в качестве маркетинга, поделенного на базовые составляющие. Формула эффективного маркетинг-микса звучит как правильный продукт, предлагаемый рынку по правильной стоимости, в правильном месте в рамках конкретных мероприятий.
Маркетинг-микс, его разработка и последующая реализация играют ключевую роль в управлении рыночной деятельность организации. Более того, его грамотное и эффективное использование, соответствующее целям и внутреннему потенциалу фирмы и внешним условиям ее функционирования, выступает залогом успешности бизнеса в долгосрочной перспективе.
Маркетинг-микс и инструменты, в него входящие, призваны повышать воспринимаемую потребителями ценность продукта таким образом, чтобы обеспечить организации долгосрочные перспективы рыночного развития и прибыль.
Сама концепция маркетинг-микса берет свое начало еще в 40-х гг. ХХ века. Именно тогда Нилом Борденом был впервые использован этот термин. Сама идея пришла ему в голову благодаря интересному высказыванию его партнера Джеймса Куллитона, который сравнивал маркетолога с миксом из набора важных ингредиентов. Официально концепция маркетинг-микса была опубликована в научной литературе лишь спустя 25 лет – в 1965 году. С тех пор ее стали весьма активно использовать в теории и практике маркетинга и менеджмента.
Сегодня маркетинг-микс выступает одним из важнейших компонентов маркетинговой деятельности любой организации. именно вокруг него строятся товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политики фирмы.
Инструментальная основа управления рыночной деятельностью предприятия посредством маркетинг-микса
Посредством маркетинг-микса управление рыночной деятельностью фирмы осуществляется благодаря использованию его базовых компонентов, т.е. инструментальной основы. В настоящее время существует несколько моделей маркетинг-микса. Чаще всего принято рассматривать традиционную модель «4Р» и ее расширенные интерпретации («5Р» и «7Р»).
Итак, базовыми инструментами маркетинг-микса выступают:
- продукт, находящий воплощение в виде товарной политики;
- цена, опосредованная ценовой политикой;
- место, представляющее собой сбытовую политику;
- продвижение, основанное на коммуникационной политике маркетинга.
Базовым элементом маркетинг-микса, конечно же, выступает продукт, т.е. товар или услуга, предлагаемые рынку, включая все их составляющие, такие как функциональное предназначение продукта и его качество, ассортиментный ряд, упаковка, символика бренда, формат реализации и пр. Именно на его базе строятся все прочие компоненты комплекса маркетинга.
Важную роль в управлении рыночной деятельностью фирмы играет ценовая политика. По сути, цена выступает одним из базовых факторов, определяющих потребительский выбор. Кроме того, от нее напрямую зависит прибыль, получаемая предприятием.
Определяющее значение в положении компании и ее месте на рынке играют сбыт и продвижение. Именно они предопределяют то, каким образом продукция будет поставляться покупателям, и как фирма будет стимулировать спрос на нее, обеспечивая будущие продажи.
В расширенных моделях часто используются такие компоненты комплекса маркетинга, как физическое окружение, люди и процессы. В общем виде инструментальная основа маркетинг-микса представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые элементы маркетинг-микса в различных его вариациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждый из инструментов маркетинг-микса имеет свою специфику и особенности. Тем не менее, при их разработке следует помнить, что все они тесно взаимосвязаны между собой, а значит – должны быть согласованы друг с другом. Органически дополняя друг друга, они, в конечном счете, должны способствовать достижению рыночных целей, стоящих перед организацией.
В целях управления рыночной деятельностью организации и изменения ее рыночного положения отдельные инструменты маркетинг-микса или их целостная совокупность используются компаниями в различных направлениях их маркетинговой деятельности, начиная от сферы маркетингового планирования и заканчивая контролем и оценкой эффективности. Обычно компоненты маркетинг-микса планируются таким образом, чтобы их последующая реализация напрямую способствовала достижению долгосрочных целей бизнеса. Кроме того, они позволяют довольно быстро реагировать на изменения рыночной среды и служат одним из средств конкурентной борьбы за потребителей.