Понятие, цели и задачи информационного маркетинга
Коммерциализация информационного деятельности привела к появлению понятия «информационный маркетинг или маркетинг информационного продукта или услуги. Информация является ресурсом работы компании, как капитал, труд и другие.
Успех компании на рынке зависит от наличия полной, достоверной и своевременной информации о положении организации на рынке, о состоянии окружающей среды и т. д. Такая информация должна быть тщательно проанализирована. Результаты оценки – основа принятия управленческих решений о производстве и продвижении товаров и услуг.
Отрасль распространения информации в коммерческих целях – это индустрия, которая предоставляют пользователям или потребителям информационные продукты и услуги. Функционирует на основе использования информационных технологий (современные виды информационного обслуживания, построенные на базе средств связи и компьютерных систем).
Поэтому информация изучается с двух позиций:
- как ресурс, который обеспечивающий процесс принятия решений в менеджменте;
- как самостоятельный товар для продажи с целью получения прибыли (статистика, базы данных и т.д.).
Понятие информационный маркетинг тоже рассматривается в двух точках зрения. С одной стороны, это применение принципов маркетинга в работе компании по распространению информации в коммерческих целях (маркетинг в информатике). С другой стороны, информационный маркетинг определяют, как информатика в маркетинге, а именно информационное обеспечение маркетинга на предприятии.
Под информационным маркетингом понимается комплекс умений и навыков по управлению информационными потоками в мировой либо национальной экономике для обеспечения эффективной реализации товаров и услуг.
Целью информационного маркетинга является поиск соответствия между возможностями информационных структур и запросов целевой аудитории. Это осуществляется посредством систематических исследований внешней и внутренней среды.
Задачи информационного маркетинга:
- привлечение максимального числа пользователей (потребителей);
- продажа максимального количества информационных продуктов и услуг в соответствии с потребностями рынка.
Информационный маркетинг помогает информационным структурам эффективно решать проблемы рынка посредством использования возможностей и потенциала производства, с целью получения высоких прибылей, планирования деятельности с учетом тенденций развития информационного рынка.
Функции и виды информационного маркетинга
Отрасль информационных продуктов и услуг находится под влиянием появления новых информационных технологий, развития средств автоматизации баз данных, усовершенствования средств распространения коммерческой информации.
Маркетинговая деятельность информационных компаний – это выполнение ряда функций:
- аналитическая;
- управленческая;
- рекламно-сбытовая;
- контрольная.
Первая функция заключается в обеспечении систематической и комплексной оценке внутренней и внешней среды компании. Вторая функция обеспечивает системное управлением маркетингом. Третья функция - формирование спроса, организация реализации и продвижения продуктов, ценообразование. Последняя функция заключается в контроле реализации планов маркетинга и оценке их эффективности.
Рынок информационных продуктов и услуг неустойчив. Каждые 2-3 года, а иногда и чаще, разрабатываются и внедряются новые технологии. Поэтому пристальное внимание уделяется маркетинговым исследованиям информационного рынка.
Важно проводить и оценку существующих взаимоотношений с потребителями информационных товаров и услуг, рационально применять особенности их производства в целях модернизации портфеля информационных продуктов и услуг.
В зависимости от спроса на информационные продукты и услуги выделяют следующие виды информационного маркетинга:
- конверсионный маркетинг (задача: разработка программы продвижения для формирования спроса на информационные продукты и услуги);
- стимулирующий маркетинг (имеет место при отсутствии спроса на информационные услуги, появление новинок, новых требований потребителей);
- развивающий маркетинг (превращает потенциальный спрос в действующий, применяются новые спросы стимулирования);
- ремаркетинг (цель: предоставление продукта рыночной новизны, переориентация информационной структуры на новый рынок);
- конфликтный маркетинг (одни и те же информационные продукты распространяются в разные конкурирующие способы доставки);
- поддерживающий маркетинг (необходим для точного соответствия спроса возможностям информационной структуры);
- демаркетинг (применяется при избыточном спросе);
- синхромаркетинг (используется при колебаниях спроса);
- миссионерский маркетинг (применяется в случае, когда преимущества различных ШП неочевидны, когда происходит их быстрая смена);
- протидияльный маркетинг (используется при иррациональном спросе с точки зрения благосостояния общества в целом и его членов).
Методы информационного маркетинга
Методы информационного маркетинга заключаются в:
- мониторинге информационного рынка;
- мониторинге деловой среды;
- установлению и поддержанию обратной связи с потребителями информационных продуктов и услуг.
В основе метода информационного маркетинга лежат следующие подходы:
- управление информацией в целях системы реализации (данные о компании как объекта торговли);
- управление информацией в целях сбыта продукции (данные для поддержания процесса реализации);
- управление информацией в целях активизации сбыта (данные, необходимые для повышения объемов продаж).
Инструментами информационного маркетинга являются традиционные элементы комплекса маркетинга: продукт, цена, место, продвижение и люди.
Для продвижения информационных продуктов и услуг применяются реклама, консультирование пользователей и распространение справочных материалов. Особенной чертой является информирование пользователей о характеристиках и конкретных преимуществ автоматизированных баз данных.