Биография
Игорь Ансофф был рожден в 1918 г. в России. В семнадцатилетнем возрасте он вместе с семьей эмигрировал из Владивостока в США. После окончания школы он поступил в Технологический институт на специальность инженерного дела, после чего продолжил свое обучение и получил докторскую степень в Брауновской университете.
Научная карьера
В 1950-х гг. местом его работы стали компании по изучению перспективных методов управления. Во время этого Ансофф решил заняться разработкой теоретической базы по стратегическому анализу вместе с подчиненной ему научной группой. Результаты этой работы стали основой для написания его первой книги «Корпоративная стратегия», получившее признание во всем мире.
В конце 1960-х он начал свою научную карьеру в стенах Университета М. Карнеги, затем стал деканом Университета Вандербильдта, где одновременно читал курс по менеджменту.
В 1973 году он стал профессором Европейского института в Бельгии, занимающегося передовыми исследованиями. Позднее он возглавил группу исследователей, занимающихся стратегическим управлением. Одновременно с этим он занимался профессорской деятельностью в Стокгольмской экономической школе.
В 1983 году местом научной деятельности Ансоффа стал Международный Университет США. Помимо науки и преподавания Ансофф пользовался авторитет и как консультант. Его услугами в свое время пользовались такие компании, как General Electric, FN Herstal, Philips и многие другие.
Вклад в развитие стратегического менеджмента
Самый важный вклад И. Ансоффа в стратегический менеджмент заключается в создании теории внешней турбулентности, а также в определении парадигмы стратегического успеха и разработке методов стратегического управления в оперативном режиме.
Концепцию внешней турбулентности можно описать как определенную модель внешней среды, которая имеет пять уровней турбулентности: слабая, легко прогнозируемая, очень изменчивая и, соответственно, непредсказуемая.
Ансофф предлагал оценивать турбулентность внешней среды по ряду показателей:
- уровень сложности рынка;
- степень новизны будущего;
- скорость, с которой меняется внешняя среда;
- возможность предсказать будущее поведение рынка.
Ансофф утверждал, что анализу внешней среды должно отводиться ключевое место среди всех условий ее успешности. С помощью парадигмы возможного стратегического успеха Ансофф предлагал определять более вероятные взлеты или возможные падения компании.
В реальном времени стратегическое управление должно быть направлено на помощь менеджерам, которые работают в условиях труднопрогнозируемой и сложной окружающей среды.
Игорь Ансофф по праву заслужил звание «отца» стратегического менеджмента. Его вклад в теоретические и практические аспекты управления фирмами неоценим. Самыми значимыми из его работ можно назвать:
1965 год - «Стратегия корпораций» ;
1979 год – «Основы стратегического управления».
Кроме того, Ансофф стал автором множества статей в различных авторитетных изданиях. В его честь в Голландии учреждена премия, присуждаемая за заслуги в планировании и стратегическом менеджменте.
Матрица Ансоффа
Матрица – это поле, которое образуют две оси:
- по горизонтали: «товары фирмы» (существующие или новые);
- по вертикали: «рынки фирмы» (также существующие или новые).
На пересечении данных осей сформированы четыре квадрата, определяющий приоритетную стратегию для той или иной фирмы, в зависимости от конкретных условий:
- Проникновение на рынок – подходит для компании, которая стремится расширить проникновение существующего товара на рынке.
- Развитие рынка – идеальна для компании, которая занимается адаптацией и выведением существующего товара на новые рынки.
- Развитие товара – подходит для компании, которая предлагает новый товар на уже существующем рынке.
- Диверсификация – оптимальна для тех компаний, которые выводят принципиально новый товар на новый для себя рынок.