Научная деятельность
Г. Л. Азоев является доктором экономических наук, профессором, научным руководителем Высшей школы маркетинга, директором Института маркетинга, заведующим кафедрой маркетинга ГУУ.
Научные стажировки Азоева проходили в Университете Токио, Школе бизнеса Лондона, Стокгольмской Институте менеджмента. Г. Л. Азоев является научным руководителем и ответственным исполнителем ряда крупнейших консалтинговых и исследовательских проектов по заказам государственных корпораций: Минобрнауки РФ, Аэрофлот, РЖД, ВВЦ, Sony, Bosh и пр. Он является руководителем научного направления по маркетингу нанопродуктов, научным руководителем ряда проектов в области нанотехнологий.
Его многочисленные публикации посвящены разным аспектам теории и практики маркетинга. Кроме того, Азоев – автор известных монографий, учебников и научных изданий.
Г.Л. Азоев предложил собственную трактовку стратегий конкуренции. Его вклад заключается в дополнении классической классификации еще двумя стратегиями:
- стратегией внедрения новшеств;
- стратегией немедленного реагирования на потребности рынка.
Стратегией внедрения новшеств
Стратегия внедрения новшеств – это стратегия, используя которую компания сосредоточивает усилия на поиске принципиально новых технологий, проектировании необходимых, но ранее неизвестных продукции, методов производства, приемов стимулирования и продвижения и т.п. Главная цель применения этой стратегии заключается в нахождении пока не освоенной конкурентами рыночной ниши и занятие там монопольного или лидирующего положения. При успешной реализации данной стратегии фирма приобретает не только доступ к сверхприбыли, но и защиту от появления товаров-субститутов и вхождения в этот рыночный сегмент конкурентов. Помимо внедрения на рынке новшества, у фирмы появляются шансы для создания позитивного имиджа новатора.
Однако, стратегия внедрения новшеств не гарантирует компании защиту конкурентных сил на рынке. Многочисленные дестабилизирующие факторы могут стать причиной неудачи при реализации этой стратегии. среди таких фактором Азоев выделяет:
- неготовность рынка к восприятию новшеств;
- значительные первоначальные издержки;
- отсутствие опыта в области тиражирования новшеств;
- отсутствие правильных каналов распределения;
- возможность противозаконной имитации новшества конкурентами.
При этом значительным фактором является то, насколько потенциальные покупатели готовы воспринимать предлагаемое фирмой новшество. Однако, многие компании несмотря на риск неопределенности стремятся к большой прибыли и доминированию на новом рыночном сегменте.
Стратегия немедленного реагирования на потребности рынка
Основная цель компании в условиях данной стратегии - отслеживать изменение потребностей клиентов и немедленно их удовлетворять. Основным принципом поведения является выбор и реализация тех проектов, которые наиболее рентабельны в текущей ситуации. Отслеживание изменений в потребностях покупателей и создание товаров или услуг, соответствующих таким потребностям, дают фирме значимые преимущества среди конкурентов. При реализации данной стратегии потребитель очень заинтересован в товар, который полностью соответствует их запросам. А значит компания может устанавливать на уникальный товар высокую цену, а, значит, получать высокую прибыль.
Использование такой стратегии формирует позитивный имидж компании в глазах потребителя. Однако, для успешной реализации стратегии необходим ряд условий внутренней и внешней среды. Условиями внешней среды являются:
- неэластичный спрос на товар,
- возможность легкого входа и выхода из отрасли,
- небольшое число конкурентов,
- рыночная нестабильность.
Среди условий внутренней среды:
- развитая маркетинговая служба, которая ориентирована на рентабельные краткосрочные проекты,
- высокая степень мобильности сотрудников,
- проектная организационная структура и высокая дифференциация деятельности.
Ключевыми факторами риска этой стратегии на рыночные потребности автор называет высокие издержки, отсутствие в отрасли долгосрочных перспектив, большое количество непредсказуемых и дестабилизирующих факторов, отсутствие гарантий получения прибыли и высокий риск банкротства.