Понятие спроса как категории маркетинга
Спрос является одним из понятий в экономике, который представляет собой рыночное выражение потребности людей приобретать экономические блага. Также этот термин используется и в маркетинге. Он определяет, будут ли люди покупать товар и как часто.
Под спросом в маркетинге понимают форму выражения потребности, которая обеспечивается денежными ценностями и которую потребитель предъявляет рынку.
Покупательская потребность становится спросом, когда покупатель оплачивает свое желание. Поэтому спрос характеризуется как желание и способность потребителя совершает покупки в конкретный период времени и в конкретном месте.
На спрос влияют различные факторы:
- экономические (уровень развития производства, розничные цены, доходы населения, степень обеспеченности товарами);
- политические (политическая стабильность);
- демографические (численность населения, соотношение городского и сельского населения, половозрастной состав, миграция и др.);
- социальные (уровень развития культуры, профессиональный состав населения, социальная культура);
- природно-климатические (географические и климатические условия).
Спрос имеет обратную зависимость между ценой и количеством товаров. При росте рыночной цены уменьшается количества покупателей, которые хотели бы покупать товар по новой цене. Графически отображается в виде кривой спроса.
Рисунок 1. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В маркетинге выделяют восемь типов спроса:
- отрицательный (негативный);
- отсутствующий;
- скрытый;
- падающий;
- нерегулярный;
- полноценный;
- чрезмерный;
- нерациональный.
Рисунок 2. Виды спроса в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В маркетинге спрос имеет более широкое понимание, чем в экономике. Для специалистов по маркетингу важны все виды спроса. Кроме того, спрос очень переменчив и его трудно спрогнозировать. Он может появится внезапно, а может неожиданно исчезнуть. Но бывает и очень стабильный спрос. Потребитель сам не может на все 100% определить, что ему нужно. Мы совершаем 30% запланированных покупок, а 70% - это импульсивные покупки, осуществляемые под действием внешних факторов (дегустации, промоакции в магазине).
Особенности системы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС)
Ключевыми элементами маркетинга считаются мероприятия по формированию спроса (ФОС) и стимулированию сбыта (СТИС), которые в комплексе составляют систему ФОССТИС.
ФОССТИС – это система взаимоотношений между производителем и потребителем для получения прибыли и удовлетворения потребностей.
Главная задача ФОССТИС – устранить «барьеры недоверия». Потребитель, чтобы совершить покупку, должен быть осведомлен о потребительских свойствах и характеристиках товара. Потребитель может и не испытывать потребности в товаре, который он мало знает. На рынке представлено огромное количество аналогичной продукции, удовлетворяющей одинаковые потребности. Потребителям приходится выбирать. Малоизвестный товар имеет меньше шансов быть купленным.
Система ФОССТИС состоит из двух подсистем:
- формирование спроса (ФОС);
- стимулирование сбыта (СТИС).
Цель ФОС – это передать информацию потенциальному потребителю о товаре и потребностях, которые может удовлетворить эта продукция. Мероприятия по формированию спроса снижают «барьер недоверия» к новому товару посредством предоставления определенных гарантий и защиты интересов потребителей. Ключевая задача ФОС состоит в выведении нового товара на рынок, обеспечении первых продаж и завоевании доли рынка.
Основными мероприятия по формированию спроса являются:
- различные виды рекламы (ATL, BTL);
- организация выставок и ярмарок;
- связи с общественностью и др.
Результатом ФОС становится некоторый образ товара в сознании потребителя, вызывающий положительный эмоции и побуждающие совершать повторные покупки.
Целью СТИС является побуждение потребителей, которые уже знакомы с товаром, совершать последующие покупки (большими партиями и регулярно).
Выделяют три вида СТИС:
- по отношению к покупателям (поощрение покупок с помощью различных инструментов маркетинговых коммуникаций);
- по отношению к посредникам (стимулирование торговли: предоставление образцов, зачеты за покупку, совместная реклама, премии, торговые конкурсы, скидки, предоставление бесплатного оборудования, пред- и послепродажный сервис);
- по отношению к продавцам (стимулирование торгового персонала для усиления его заинтересованности: материальные и моральные поощрения, конкурсы среди продавцов, подарки и т.д.).
Методы формирования спроса
Работа по формированию спроса начинается задолго до выхода товара на рынок, и производится чтобы подготовить потенциальных потребителей к восприятию новой продукции. Она продолжается на протяжении всего жизненного цикла товара.
Главным методом формирования спроса, а также стимулирования сбыта является продвижение.
Под продвижением понимается любая форма сообщений о товарах и услугах в целях информирования, убеждения и напоминания.
Функции продвижения:
- формирование образа престижности;
- информирование о продукции, ее свойствах и качестве;
- доведение положительной информации до потребителей;
- поддержание известности товаров и услуг;
- изменение образа применения товара.
Для формирования спроса используют следующие виды продвижения:
- реклама (СМИ, наружная реклама, нестандартный виды рекламы);
- PR-мероприятия (пресс-конференции, нерекламные публикации в прессе, конференции, семинары, презентации);
- организация выставок и ярмарок.
Основным методом формирования спроса на товары производственного назначения являются прямые контакты с потенциальным покупателем, проведение научно-технических симпозиумов, семинаров, демонстрационных испытаний и показов.
Спрос на товары потребительского назначения формируется благодаря широкому применению рекламы, демонстраций, выставок-продаж, методов воздействия на общественное мнение с помощью СМИ. При этом обязательно необходимо учитывать социальные, нравственные, психологические, эмоциональные, эстетические и другие особенностей каждой отдельной группы потребителей.