Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая теория спроса

Содержание статьи

Теория спроса и ее ограничения

Спрос – это обобщающий термин, который описывает модель поведения реальных и потенциальных потребителей конкретного продукта. Спрос определяется или финансовыми возможностями потребителя, или степенью его желания приобрести данный товар.

Определение 1

Спрос – то количество товара, которое хотят и могут приобрести потребители в определенное время, в определенном месте и за определенную цену.

В условиях рыночной экономики имеет место так называемый закон спроса.

Определение 2

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на данный товар уменьшается по мере того, как увеличивается цена на этот товар.

С математической точки зрения это значит, что существует обратная зависимость между величиной спроса и ценой.

Действие закона спроса объясняется тем, что здесь присутствует эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода звучит так: при снижении цены на товары покупатель чувствует себя богаче, а значит хочет приобрести больший объем товара. А эффект замещения выражается в стремлении замещать более дешевым товаром те товары, цены на которые остались неизменными.

Однако действие закона спроса имеет ряд существенных ограничений:

  • при ажиотажном спросе, который вызван потребительскими ожиданиями повышения цен;
  • для редких или дорогих товаров, приобретение которых расценивается как средство накопления (драгоценные металлы и камни, антиквариат, коллекционные изделия и др.)
  • при изменении спроса, связанном с техническим прогрессом (например, с появлением смартфонов покупатели не станут больше приобретать обычные телефоны, даже если цена на последние будет значительно ниже).

Кривая спроса

Функция спроса в общем аналитическом виде записывается следующим образом:

Готовые работы на аналогичную тему

$Q_d = f \cdot \frac{1}{P}.$

В графическом варианте эта функция выглядит так:

Спрос на конкретный товар определяется всей кривой спроса. Ось $P$ - это цена на товар, ось $Q$ - это объем товара. При цене $P_1$ покупатели готовы приобрести количество товара, равное $Q_1$, а при цене $P_2$ - объем, равный $Q_2$.

Существует также понятие изменения величины спроса – это движение точки по кривой спроса вверх или вниз. Это движение означает изменение количества приобретаемого товара, которое происходит в зависимости от того, как меняется цена на данный товар.

Кривая спроса изображается с отрицательным наклоном, так как потребители готовы приобретать больше товаров при меньшей цене.

Факторы, влияющие на спрос

Кроме цен на спрос влияют и другие факторы:

  • изменение доходов покупателя ($I$). С ростом доходов спрос на нормальные товары растет. Нормальные товары – это товары, на которые растет спрос при росте доходов покупателей;
  • изменение потребительских вкусов, изменение моды, изменение величины расходов на рекламу товаров ($T$);
  • потребительские ожидания ($W$). Если покупатели ожидают рост цен, то они будут приобретать товары в больших количествах, чем ранее. Этот же принцип распространяется и на ожидания в росте доходной части;
  • изменение цены на взаимозаменяемые товары (субституты) ($P_s$) и взаимодополняемые товары (комплименты) ($P_c$). Субституты – это товары, у которых рост цен на один из них приводит к росту спроса на другой (яблоки и груши, свинина и говядина и др.). Комплименты – это товары, у которых рост цены на один товар вызывает снижение спроса на другой (принтеры и картриджи);
  • изменение количества потребителей ($N$). Чем больше потребителей, тем выше объем спроса;
  • государственное регулирование ($B$). При повышении налогов на доходы потребителей, спрос, соответственно, снижается.

В виду изложенных выше факторов, функцию спроса можно записать следующим образом, где учтены все влияющие на спрос факторы:

$Q_d=Q\cdot (P,P_c,P_s,I,Т,W,N,B)$

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дарья Константиновна Сергеева

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис