Психология цвета в маркетинге и рекламе
Одним из мощных инструментов маркетинга, дизайна и рекламы является цвет. Он позволяет привлекать внимание, воздействует на поведение, эмоции и восприятия людей.
Исследования доказали, что на совершение покупки в 90% случаев влияет именно цвет. Чаще всего потребители обращают внимание на не черно-белые, а на яркие цветные картинки в журналах, брошюрах, каталогах.
Разные цвета стимулируют отделы головного мозга и вызывают различные эмоции: страх, волнение, радость, спокойствие и др. Цвет – это важный психологический фактор, который активно используется в маркетинге для привлечения целевой аудитории. Также каждый цвет по-своему влияет на человека, вызывая определенные ассоциации и действия.
Рисунок 1. Основные цвета и их ассоциации в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Восприятие того или иного цвета зависит от личного опыта каждого человека, персональных предпочтений, культурных различий, и оно не связано с определенными эмоциями. В 90% случаев на первое впечатление потребителя о продукте влияет цвет упаковки. Существует и другое мнение, что соответствие бренда и цвета зависит от того, подходит ли этот цвет товару или нет.
Даже самый профессиональный маркетолог или рекламщик не может быть уверен на все 100%, что определенный цвет вызовет те эмоции, которые он ожидает от потребителя.
Особенности влияния цветов на потребителя
Красный цвет вызывает аппетит у человека, поэтому многие заведения общепита (в частности Макдоналдс) использует этот цвет в своей символике, интерьере кафе и т.д. этот цвет мгновенно привлекает внимание, стимулирует организм человека, вызывая нервные импульсы и эмоциональное возбуждение. Красный цвет часто используют торговые точки во время распродаж.
Синий цвет предпочитают мужчины. Он ассоциируется с водой, надежностью и спокойствием. Активно используется в брендинге, так как вызывает чувство доверия и безопасности. Синий цвет успокаивает, поэтому его берут за основу при оформлении офисов или создания консервативных брендов.
Зеленый цвет – это цвет здоровья, природы и умиротворения. Часто ассоциируется с богатыми людьми, деньгами и успешными брендами, а также с гармонией, балансом между телом и эмоциями. Этот цвет применяют организации по защите окружающей среды.
Желтый цвет придет оптимизм и жизнерадостность. Он активно стимулирует мозг человека и вызывает энтузиазм. Магазины применяют это цвет с целью привлечения покупателей для совершения импульсивных покупок. Но не стоит часто и много использовать цвет в рекламе и оформлении торговых точек, поскольку желтый цвет может вызывать чувство беспокойства.
Черный цвет – это сила, власть и стабильность. Визуально это цвет стройнит, поэтому его и используют, если необходимо уменьшить размер. Часто черный цвет применяется как символ интеллекта. Но перебарщивать с этим цветом нельзя, он вызывает чувство подавленности.
Белый цвет – это цвет чистоты, безопасности и нейтралитета. Служит сигналом к креативу. Белый цвет ассоциируется со здоровьем и разработкой инноваций, поэтому используется в медицине и сфере высоких технологий. В дизайне белый цвет является вторичным, который оттеняет друге цвета. Белый цвет придет выразительность всем другим оттенкам.
Выделяют и половые различия в предпочтении цветов, но однозначных стандартов, какие цвета являются чисто женскими, а какие мужскими, не существует. Однако, ряд исследований, проводимых не один год, показал, что у мужчин и женщин все-таки разные цветовые пристрастия.
Рисунок 2. Цветовые предпочтения мужчин и женщин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Самым популярным цветом и у мужчин, и у женщин является синий или голубой. Но мужчины предпочитают использовать этот цвет и его вариации больше, чем представительницы прекрасного пола. Нелюбимые и непопулярные цвета – коричневый, желтый, белый, серый. Мужчины обычно предпочитают более смелые цвета, женщины, наоборот, предпочитают мягкие оттенки.
Выбор цветов в брендинге
Цветовое восприятие в брендинге занимает ведущее место. Бренд должен вызывать определенные ассоциации у потребителя в процессе контакта. Поэтому в логотипах и на упаковке использует определенные цвета, а точнее различные оттенки, которые делают одни бренды узнаваемыми среди других.
Точных рекомендаций, какой цвет выбрать бренду не существует. Важно, поднять настроение потребителю, вызвать приятные чувства и заложить положительный образ в его сознание. Цвета в брендинге должны не только правильно ассоциироваться покупателями, но и подчеркивать стиль и индивидуальность компании.
Выбор цветов в брендинге включает ряд этапов:
- изучение цветовых предпочтений и ассоциаций цветов у целевой аудитории;
- определение цветовой гаммы и вызываемых эмоций у потребителей;
- подбор цвета, который будет ассоциироваться с желаемой эмоцией;
- создание палитры цветов, которая будет отражать образ и фирменный стиль.
Определить эмоции и ассоциации можно на основе психологических исследований. Существует ряд тестирований, позволяющих выявить оценить эффективность цветовых решений. Потребители делятся на две равные группы. Обоим командам показывают одни и те же товары, бренды, упаковки, но отличающиеся цветовой палитрой. Мнения первой и второй групп фиксируются, определяются цвета, которые больше всего привлекают потребителей. Такое исследование называется сплит-тестирование (А/В-тесты).
Любой фирменный стиль открывается именно через цвет. Но использовать универсальную символику цветов механически не рекомендуют. Маркетологи, бренд-менеджеры или рекламщики должны сочетать простоту и креатив, действует и с умом, и на уровне интуиции.
Исследования выявили, что эффективными сочетаниями цветов в брендинге являются следующие:
- коричневый;
- зеленый;
- синий;
- красный.
Коричневый цвет – это цвет тепла и уюта. Спокойный и мягкий оттенок, который ассоциируется с домом, комфортом. При смешивании с другими цветами не теряет свои первозданные свойства и характеристики. Отлично сочетается с белым, синим, зеленым цветами. Все комбинации приятны глазу (логотипы Fanta, Nickelodeon, Amazon и др.).
Зеленый цвет – это цвет энергии и игры. Применяется брендами в сфере экологии и защиты окружающей среды. Используется для продвижения товаров, вызывающих энергичность или игривость. Выгодно сочетается с оранжевым и голубым цветами (Animal Planet, Tic Tac, Starbucks Coffee и др.)
Синий цвет – это цвет престижности и значимости. Является «серьезным» цветом. Ассоциируется с уверенностью и надежностью. Можно сочетать с коричневым, оранжевым и даже серым цветами (Facebook, Intel, Windows, BMW, Skype и др.).
Красный цвет –это цвет динамики и энергии. Отлично подчеркивает потенциал развития и силу бренда. Сочетается со многими цветами, но делать это нужно аккуратно и не переборщить с оттенками. Они могут отпугнуть потребителей. Сгладить и визуально снизить яркость красного цвета поможет белый цвет (McDonalds, Coca-Cola, Lego, KFC, DHL и др.