Понятие и виды целевой аудитории сайта
Целевая аудитория бизнеса, товара – это определенная категория людей, на которых нацелены рекламные усилия. Это не только база клиентов, а и потенциальные покупатели, которых компания будет привлекать.
Под аудиторией сайта понимаются посетители интернет-ресурса.
Целевая аудитория сайта – это группа пользователей, которые постоянно посещают веб-ресурс и интересуются его содержимым (т.е. контентом).
Компания должна знать свою целевую аудиторию:
- чтобы понять, какой контент будет отвечать вкусам и интересам пользователей;
- чтобы увеличить конверсию сайта;
- чтобы убедиться, что создаваемый контент именно для этих людей.
В зависимости от временных диапазонов различают следующие виды аудитории сайта:
- максимальная;
- постоянная;
- нерегулярная;
- активная;
- целевая.
Максимальная аудитория отражает, сколько всего пользователей посещало сайт. Учитываются и те, кто заходил хотя бы один раз. Данный показатель применяется для оценки эффективности рекламных кампаний.
Постоянная аудитория – это посетители, которые иногда заходят на сайт (один раз в неделю или месяц). Этот показатель необходим для оценки стоимости привлечения одного посетителя.
Нерегулярная аудитория – это те пользователи, которые заходили на сайт больше одного раза, но так и не стали постоянными посетителями.
Активная аудитория проводит на сайте компании не меньше одного часа в неделю. Этот показатель позволяет определить частоту посещений и потребность аудитории.
Целевая аудитория – это основная аудитория сайта, на которую и нацелена рекламная и маркетинговая деятельность и которая приносит максимальную прибыль.
Различают также первичную и вторичную целевую аудиторию. Если первая целенаправленно посещает сайт, то вторая попадает на него случайно, через поисковые запросы. Такие посетители могут стать и покупателями, но реже, чем первичная аудитория.
Вторичная или косвенная аудитория проводит на сайте пару секунд и уходит. Некоторые просто ищут информацию, кто-то какой-то товара, но не уверены, что продукция данного сайта им походит.
Поэтому можно выделить три группы:
- те, кто хочет получить информацию;
- те, кто хочет сделать выбор и сравнивает товары;
- те, кто хочет купить конкретно товар или услугу с данного сайта.
Основные усилия компания должна направлять на третью группу, затем на вторую, а с первой работать уже по остаточному принципу.
Определение ЦА сайта
Прежде чем определить, кто входит в целевую аудиторию сайта, необходимо понять, какие задачи ставит перед собой компания в сети:
- укрепление репутации организации среди акционеров;
- выстраивание и упрочение интернет-сообщества реальных и потенциальных клиентов;
- генерация лидов для продаж;
- помощь в найме персонала;
- привлечение инвестиций.
Сайт, даже очень удобный по навигации и внешне привлекательный, не может быть целью сам по себе. Веб-ресурс компании – это один из ключевых инструментов для повышения эффективности бизнеса. Поэтому при запуске вебсайта следует четко определить, какую бизнес-задачу решает данный Интернет-ресурс.
Далее определяем целевой рынок. В этом случае необходимо ответить на следующие вопросы:
- Какие проблемы решают товары или услуги?
- Кто ваш потребитель?
- Кто ваши конкуренты?
- Какую выгоду получат потребители, если выберут вашу компанию, а не конкурирующую фирму?
Первый вопрос предполагает, что компания работает давно на рынке, и есть представление о том, зачем потребителям ее продукция. Контент сайта должен быть обязательно связан с предназначением товара.
Если некоторые сотрудники не знают, кто покупает ее продукцию, то узнайте у других работников, руководства или лучше отдела продаж. Нужно провести сегментацию целевой аудитории (по потребностям, доходу или место местонахождению).
Вероятно, компания знает основного конкурента. Но важно через поисковые машины или социальные сети поискать аналогичные товары и услуги. Нужно искать по релевантным отрасли ключам, а также оценить то, что сами конкурирующие фирмы пишут о себе в соответствующих разделах сайта.
В чем выиграют клиенты, если выберут данную компанию? Это уникальные опции и функциональные характеристики, а также польза и выгода.
Ответы на эти вопросы позволит понять:
- почему содержание сайта имеет право существовать;
- как его следует читать;
- кто конкурент и какие конкурентные преимущества имеет сайт компании;
- почему аудитория должна заинтересоваться контентом данного сайта и предлагаемой продукции.
Определение целевой аудитории сайта способствует правильному составлению портрета клиента.
Методы определения целевых посетителей сайта
Для более полного представления пользователей сайта необходимо использовать статистику поисковых систем. Яндекс предоставляет возможность мониторить, из каких соцсетей пришел пользователь, посчитать средний возраст посетителей и определить их пол.
Далее полученные данные сегментируют.
Сегментация данных о пользователей веб-ресурса – это распределение информации по определенным группах, имеющим одинаковые характеристики. Это позволяет понять интересы каждого сегмента посетителей и выбрать подходящее предложение.
Самый эффективный и популярный метод сегментации пользователей – это методика Марка Шеррингтона 5W. Суть методики заключается в ответах на пять вопросов:
- What? (что) - Что предлагает сайт или продает пользователям?
- Who? (кто) - Кто готов покупать продукцию?
- Why? (почему) – Почему пользователь купит или воспользуется услугой, какой мотив?
- When? (когда) – При каких обстоятельствах покупатель купит товар?
- Where? (где) – Где пользователь готов купить товар или получить услугу?
Анализ полученной информации позволит создать портрет целевой аудитории сайта:
- пол, возраст, уровень дохода, семейное положение, социальный статус, сфера деятельности и др.;
- увлечения посетителей сайта;
- причины, побуждающие посетителей воспользоваться сайтом данной компании;
- проблема или боль, решаемая данным веб-ресурсом;
- эмоции, испытываемые посетителем при посещении сайта.
Сегментация и составление портрета ЦА помогут целенаправленно использовать рекламу, определить конкурентов, что сократить время и затраты.