Понятие и сущность бенчмаркетинга
Бенчмаркетинг – это сравнительный анализ результатов какой-либо деятельности по отношению к определенному стандарту, который считается оптимальным.
Понятие бенчмаркетинга в русский язык пришло из английского языка. В общем смысле под ним принято понимать некий процесс эталонного сопоставления. Как управленческий инструмент он представляет собой систематическую деятельность, ориентированную на поиск, оценку и обучение на лучших примерах, независимо от их географического положения, сферы бизнеса и размера. По большому счету он являет собой искусство обнаруживать то, в чем другие имеют наилучший опыт в целях изучения, усовершенствования и применения этих методов работы в собственной практике.
Бенчмаркетинг представляет собой сложное явление и подлежит определенной классификации по различным основаниям. Его основные разновидности отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Классификация бенчмаркетнига. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Бенчмаркетинг может быть применим к любым процессам, включая формирование инновационного потенциала организации. При этом его конечной целью считается совершенствование деятельности организации посредством анализа факторов, влияющих на ее эффективность.
В наиболее широком смысле бенчмаркетинг может быть определен в качестве процесса совершенствования, в ходе которого предприятия выполняет три процедуры:
- сначала результаты собственной деятельности сравниваются с показателями лидеров (эталонов) в этой области;
- затем определяются способы, посредством которых лидерам удалось добиться своего текущего положения (состояния);
- далее полученная информация используется для совершенствования собственной практики.
В конечном счете, сущность бенчмаркетинга сводится к сбору, анализу и систематизации информации о передовом опыте, но сам по себе он не всегда включает его внедрение. От эффективности выстраивания бенчмаркетингового процесса в значительной степени зависит его конечная результативность.
Инновационный потенциал предприятия
В общем смысле под инновационным потенциалом предприятия принято понимать совокупность характеристик организации, определяющих ее способность к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений, т.е. способность фирмы к ведению инновационной деятельности.
На практике инновационный потенциал определяется совокупность различного рода ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, и необходимых для осуществления им инновационной деятельности. В общем виде структура инновационного потенциала организации представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Базовая структура инновационного потенциала предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, в разрезе основных видов инновационной деятельности предприятия структура его инновационного потенциала включает в себя финансовый, интеллектуальные, научно-исследовательский, организационно-управленческий, производственно-технический, информационно-методический и маркетинговый компоненты. Для его оценки проводится анализ показателей по каждому из компонентов структуры.
Формирование инновационного потенциала предприятия выступает залогом его конкурентоспособности на рынке и позволяет максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов. Одним из способов формирования инновационного потенциала организации выступает бенчмаркетинг, зарекомендовавший себя в качестве одного из наиболее эффективных современных инструментов управления.
Основы использования бенчмаркетинга при формировании инновационного потенциала предприятия
Методика бенчмаркетинга может быть использована предприятием для выстраивания и укрепления его инновационного потенциала. При этом она в обязательном порядке должна соответствовать стратегическим целям организации и учитывать специфику ее деятельности. Сам по себе бенчмаркетинговый процесс состоит из ряда последовательных этапов:
- планирование;
- исследование;
- наблюдение;
- анализ;
- адаптация;
- совершенствование.
Каждый из этапов имеет свою специфику. На этапе планирования формируется ясное представление о существующих внутренних процессах и показателях работы. В частности, определяются показатели, характеризующие базовые компоненты структуры инновационного потенциала. Здесь же начинается процесс увязки исследования со стратегическими целями предприятия.
На этапе исследования устанавливаются критерии, определяются виды и кандидаты бенчмаркетинга, а также производится сбор открытой информации.
На фазе наблюдения между предприятием и организацией-партнером устанавливается соглашение о бенчмаркетинге, определяется план и метод сбора данных, а также производится оценка собственной системы.
Аналитический этап связан с необходимостью подведения итогов и интерпретации данных, анализом «зазоров» между собственными процессами и процессами партнера, прогнозированием будущих «зазоров», анализом вопросов, не вошедших в повестку дня, а также использованием полученных данных для определения новых целей организации.
Пятая фаза связана с адаптацией результатов бенчмаркетинга. Ей отводится особенная роль. То, что эффективно работает на одном предприятии может не сработать на другом. Именно поэтому эксперты рекомендуют выбирать стратегии, обеспечивающие обратную связь с потребителями для того, чтобы удостовериться в том, что рекомендованные меры эффективны.
Завершающий этап процесса бенчмаркетинга связан непосредственно с совершенствованием действующей практики по выстраиванию и укреплению инновационного потенциала предприятия. Эта практика должна быть адаптирована и подстроена под специфику деятельности предприятия и его ресурсные возможности.
На сегодняшний день технология использования бенчмаркетингового процесса для формирования инновационного потенциала предприятия до конца не отработана. Каждая организация адаптирует ее под свои нужды и потребности, ориентируясь на передовой опыт лидеров в отрасли.