Общая характеристика объектов бенчмаркинга
Под бенчмаркингом понимают механизм сравнительной оценки показателей эффективности деятельности одной компании с показателями других более успешных компаний, лидеров рынка.
Бенчмаркинг применяется во многих сферах и областях деятельности:
- логистика;
- маркетинг;
- менеджмент;
- управление персоналом и т.д.
Идея бенчмаркинга состоит в ответе на такие вопросы: почему другие предприятия имеют успех на рынке, а наша компания нет; что нужно сделать, чтобы стать лучше, что изменить; какую стратегию нужно внедрить, чтобы стать лучшим из лучших.
Объект – это некое явление или процесс, которые способствуют появлению проблемных ситуаций и подлежат исследованию. Неправильный выбор объекта изучения приводит к серьезным и грубым ошибкам. Это не даст возможность достичь поставленной цели.
Ключевым объектом исследования в бенчмаркинге является лидирующая компания и ее бизнес-единицы, которые успешно работают на рынке и постоянно растут в различных сферах деятельности.
Определение объекта бенчмаркинга - это один из важных этапов. Грамотные, взвешенные и хорошо проанализированные подходы к выявлению объекта исследования влияют на итоговый результат. На данном этапе следует установить потребность компании в изменении в своей деятельности для улучшения своих позиций на рынке.
Вопрос достаточно серьезный, поскольку от него и будет зависеть будущее бенчмаркинговых исследований. Возможно, надо будет брать перерыв для некоторого отдыха или накопления ресурсов и других аспектов. Главный вопрос, для чего все это необходимо предпринять и какие приоритеты перед стоят? На данном этапе возникает необходимость осуществления аудита и ревизии работы собственной организации и глубину исследования факторов внутренней среды. Далее необходимо выявить, какие внешние факторы и силы будут интересовать, разработать план и сделать расстановку факторов и сил по степени значимости.
Выделяют множество целей, которые способствуют проведению бенчмаркинговых исследований:
- оценка и постановка достижимых целей на основе опыта других предприятий;
- внедрение изменений в деятельность компании;
- улучшение бизнес-процессов;
- мониторинг работы конкурентов.
Достижимость поставленных целей осуществляется в рамках выбора и объектов бенчмаркинга.
Объектами бенчмаркинга являются:
- методы;
- процессы;
- технологии;
- качественные параметры товаров;
- показатели финансовой деятельности отдельных подразделений и всей компании в целом.
Благодаря методу бенчмаркинга определяются целевые параметры работы компании, которые следует соблюдать для обеспечения стабильной конкурентоспособности.
Бенчмаркинг бизнес-процессов
Бизнес-процесс – это комплекс последовательных действий по превращению ресурсов (на входе) в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя (на выходе).
В компании выделяют основные и поддерживающие бизнес-процессы. Первые процессы - это те, которые непосредственно зарабатывают деньги и приносят прибыль. А вторые – это те, без которых не могут существовать основные бизнес-процессы и те, которые обеспечивают разнообразными ресурсами.
При проведении бенчмаркинга бизнес-процесса в первую очередь выделяют его структуру, на которой будут фиксироваться все найденные различия в исследуемых бизнес-процессах.
Для формализации структуры бизнес-процесса следует провести его первоначальное описание, а затем уже осуществлять сравнительную оценку. Кроме лучших практик есть возможность собирать и текущую проблематику бизнес-процесса. Это позволяет создать комплекс мер для оперативной оптимизации бизнес-процесса.
После того, как будут найдены различия в ранее созданной структуре бизнес-процессов, можно решить одновременно ряд задач:
- сбор информации для бенчмаркинга бизнес-процессов;
- обеспечение типизации бизнес-процессов и копирование лучших примеров;
- проведение диагностики и оперативной корректировки бизнес-процесса.
Бенчмаркинг технологий
Бенчмаркинг технологий предполагает изучение эффективных технологий и инноваций, используемых конкурентами и лидерами рынка, в целях применения в деятельности собственной компании.
В данном случае исследуются следующие технологии:
- производственные;
- информационные;
- телекоммуникационные;
- транспортные;
- социальные и др.
Технологии бывают трудоемкими, капиталоемкими, наукоемкими, ресурсоемкими, энергоемкими. И, наоборот, трудосберегающими, ресурсосберегающими, энергосберегающими.
В большинстве случаев компаний интересуют производственные технологии, которые используются при изготовлении продукции. Поэтому, чтобы понять, как был произведен товар, какие инновации были применены, продукт конкурента приобретается и разбирается на составляющие.
Для исследования технологий в области управления персоналом можно отправить собственного сотрудника в конкурирующую фирму в качестве кандидата на место какого-нибудь специалиста. Кроме изучения системы менеджмента персонала, можно исследовать и иные технологии, используемые в деятельности предприятия: технологии сбыта, продвижения, логистики и информационные технологии (программное обеспечение).
Бенчмаркинг методов
Метод – это определенный путь исследования или способ достижения цели. Также под методом понимают комплекс приемов и процедур теоретического и практического изучения действительности.
Различают следующие методы в компании:
- методы управления самим предприятием;
- методы управления персоналом;
- методы управления сбытом продукции;
- методы продвижения;
- методы ценовой политики;
- методы ассортиментной политики;
- методы реализации продукции и др.
Вышеперечисленные методы исследуются на основе открытых источников информации, а также с помощью промышленного шпионажа или маркетинговой разведки. Главное условие – это использование первичный источник информации.