Понятие и принципы осуществления бенчмаркинга
В современных условиях жесткой конкуренции успеха компания достигает только благодаря использованию опыта передовых конкурентов. Изучение достижений лидеров рынка, сравнение их со своими и внедрение результатов исследований является основой выхода предприятия из кризисной ситуации. Такой процесс и называется бенчмаркинг.
Под бенчмаркингом понимают процедуру непрерывного анализа и сопоставления своей компании с лидером рынка.
На бенчмаркинг оказывают воздействие следующие факторы:
- жесткие или объективные факторы (нахождение четких границ проекта, детальное планирование времени, контроль за соблюдение требований системы качества, учет имеющихся и потенциальных ограничений бюджета);
- мягкие или субъективные факторы (благоприятный климат в компании, настрой коллектива, ориентация персонала на достижение результатов, заинтересованность, креативный подход, соблюдение этики бизнеса и т.д.).
Концепция бенчмаркинга – это некий шаблон или алгоритм сбора информации, которая необходима компании для постоянных изменений качества и объема производства продукции в целях опережения конкурентов.
Основные принципы бенчмаркинга:
- взаимность;
- аналогия;
- измерение;
- достоверность.
Первый принцип предполагает, что бенчмаркинг – это деятельность, которая невозможна без опоры на взаимные отношения, согласие и обмен информацией, что выгодно для обеих сторон. Взаимность не означает полное доверие, в начале отношений необходимо согласовывать пределы масштабов информации, форму и характер проведения исследований. Каждый партнер должен быть уверен в поведении других, чтобы получить достойный результат от взаимодействия. Поэтому все нюансы заранее согласовываются.
Аналогия означает похожесть оперативных процессов партнеров. Любой процесс может изучаться с пользой для дела, а результаты с легкостью переводиться на собственную компанию. Схожесть процессов и четкое определение параметров выбора партнеров по бенчмаркингу сильно влияют на успех компании на рынке.
Бенчмаркинг – это сравнение характеристик нескольких других компаний, которые анализируются с целью установления причин различий показателей эффективности, а также способов их улучшения.
Бенчмаркинг обязан осуществляться на основе реальной информации, точного анализа и изучения процесса.
Стандартный процесс бенчмаркинга или «Колесо бенчмаркинга»
Типичный или традиционный процесс бенчмаркинга можно представить в виде моделей бенчмаркинга. Одной из таких является «Колесо бенчмаркинга», которое включает пять этапов:
- планирование;
- поиск;
- наблюдение;
- анализ;
- адаптация.
Первый этап – планирование является важной стадией процесса бенчмаркинга. Все проекты в данной области становятся провальными без системного подхода к планированию и контролю.
Для эффективной организации процедуры бенчмаркинговых исследований необходимо заранее спланировать процесс внедрения их результатов и выявить приоритетные направления исследований.
На этом этапе осуществляются следующие работы:
- определение объекта бенчмаркинга;
- составление плана сбора информации;
- согласование плана с экспертами компании;
- обеспечение поддержки высшего менеджмента организации;
- разработка плана расчета показателей.
На втором этапе происходит:
- установление критериев;
- выбор видов бенчмаркинга;
- определение кандидатов для бенчмаркинга;
- сбор открытой информации.
В первую очередь необходимо собрать базовые данные о своих собственных процессах, а далее выбрать виды бенчмаркинга, которые соответствуют целям и возможностям компании. Выбор видов бенчмаркинга способствует правильному выбору потенциальных партнеров по бенчмаркингу.
Для поиска потенциального партнера существует ряд методов определения тех, кто наилучшим образом удовлетворяет потребителей и имеет лучшие процессы, которые подлежат анализу.
Выделяют подбор партнера для бенчмаркинга в три этапа, который называется процессом STC.
STC – это skim, trim, cream. Первый этап S - это беглый обзор, когда делают общий обзор существующих источников информации, а также собирают дополнительные доступные данные. Второй этап T означает приведение в порядок, т.е. подробное описание имеющихся к этому моменту данных. Третий этап С - это выбор лучших и подходящих партнеров.
На третьем этапе осуществляется сбор информации напрямую. В этом случае проводятся совместные визиты, обсуждения и обмен информацией.
На четвертом этапе те данные, которые были получены в ходе проведения бенчмаркинговых исследований, можно разделить на две группы:
- показатели деятельности предприятия (то, что получено и достигнуто);
- методы и технологии достижения данных показателей.
На последнем этапе проанализированные данные позволяют получить ответы на такие вопросы, как:
- Что необходимо предпринять, чтобы достичь высоких результатов и приблизить к показателям партнера?
- Как далеко компания готова развиваться в внедрении новых технологий?
- Сколько необходимо времени и вложений?
Адаптация результатов, проведенных бенчмаркинговых исследований может оказаться самым трудным этапом процесса бенчмаркинга. Не всегда то, что работает у одной компании, может не подойти другой организации.
Этапы бенчмаркинга для улучшения показателей деятельности компании
Выделяют пять этапов процесса бенчмаркинга:
- реализация функций и процессов, которые требуют улучшения в вашей компании;
- отбор наилучших компаний;
- определение показателей организации;
- измерение показателей других предприятий;
- использование полученной информации для улучшения показателей.
Первый этап – определение основных функций или процессов, которые требуют совершенствования. Ключевой ошибкой бенчмаркинга является неумение анализировать процессы внутри компании. Надежная и достоверная база данных способствует проведению эффективной сравнительной оценки компании с конкурентами.
Второй этап – это определение наилучших организаций. В этом случае изучению подвергаются не только лидеры рынка, но и компаний других отраслей.
Далее осуществляется сравнение компании с другими аналогичными и понимание того, какая информация необходима.
На четвертом этапе проводится измерение показателей других компаний, собирается и оценивается информация, полученная в ходе проведения исследований.
В итоге полученные сведения используются для совершенствования деятельности компании.