Понятие конкурентоспособности как объект исследования
Под конкурентоспособностью понимают определенный уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров продукции, который позволяет конкурировать с такими же товарами на рынке.
Конкурентоспособность – это сравнительная характеристика товара, которая содержит совокупную оценку всех показателей и потребительских свойств продукции
Выявление собственной конкурентоспособности компании является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности.
Оценка конкурентной позиции осуществляется для:
- разработки программы действий по повышению конкурентоспособности;
- выбора партнера для организации совместного производства товаров;
- привлечения инвестора в перспективное производство;
- разработка программы выхода компании на новые рынки сбыта и др.
При исследовании конкурентоспособности необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Это не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но и характеристики способа использования товара и его пользователей.
Для проведения оценки конкурентоспособности используются следующие атрибуты качества:
- показатели безопасности;
- показатели надежности;
- эстетические показатели;
- экологические показатели;
- назначение продукта;
- эргономические показатели;
- патентно-правовые показатели;
- послепродажное обслуживание.
Данные атрибуты отражают соответствие качества товара уровню качества продукции лидеров рынка.
Некоторая часть атрибутов можно оценить количество. Другая часть анализируется с помощью различных качественных шкал.
Количественные показатели качества оцениваются по отдельности, а затем осуществляется интегральный анализ конкурентоспособности.
Сущность и особенности бенчмаркинга конкурентоспособности
Бенчмаркинг возник в начале 1970-х годов в США. И уже к концу 1980-х гг. стал активно использоваться компаниями как бизнес-инструмент для повышения конкурентоспособности предприятия, продукции.
Бенчмаркинг происходит от английского слова «benchmark», где bench – уровень, высота, mark – отметка. Поэтому бенчмаркинг рассматривается как средство для сравнительной оценки одного предмета с другими.
Бенчмаркинг – это процесс изучения и анализа товаров, услуг, системы управления и опыта тех организаций, которые являются лидерами и лучшими в своем классе.
Это способ изучения любого объекта рынка и своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей деятельности.
Бенчмаркинг нашел свое применение во многих сферах деятельности. В частности, в маркетинге под этим понятием понимается сравнительный конкурентный анализ.
Цель бенчмаркинга – это поиск бизнеса, который, в отличие от исследуемой компании, процветает.
Использование бенчмаркинга заключается в следующих последовательных действиях:
- понимание тонкостей и нюансов собственных бизнес-процессов;
- оценка бизнес-процессов других организаций;
- сравнительная характеристика результатов своих процессов с результатами анализируемых предприятий;
- внедрение необходимых изменений для сокращения разрыва и отклонений.
Из всех видов бенчамаркинга компании часто используют бенчмаркинг конкурентоспособности.
Бенчмаркинг конкурентоспособности – это сравнение продукции изучаемой компании с прямыми конкурентами.
Процесс изучения конкурентоспособности довольно сложен. Исследование осуществляется в виде открытого и добровольного обмена информации между конкурентами в вопросах качества продукции, ценовой политики и сферы обслуживания клиентов. Поэтому в процессе исследования особое внимание уделяется аналитической работе: анализ прайс-листов, спецпредложений и пр. также осуществляется опрос потребителей с целью выяснения мнения о товарах, услугах конкурентов, их сильных и слабых сторонах.
В некоторых случаях традиционных источников информации и каналов сбора сведений недостаточно. Тогда маркетологи используют конкурентную разведку.
Бенчмаркинг как инструмент оценки конкурентоспособности
В современных условиях развития бизнеса бенчмаркинг является необходимой составляющей успеха любой компании.
Бенчмаркинг является искусством определения того, что другие делают лучше, а также исследование методов работы компаний-лидеров рынка.
В основе бенчмаркинга лежит сравнение товар конкурента с товаром исследуемой фирмы для повышения ее конкурентоспособности.
Бенчмаркинг невозможен без оценки конкурентных преимуществ компаний-лидеров рынка и без заимствования их сильных сторон для повышения собственной конкурентоспособности.
На основе комплекса мероприятий, которые разрабатываются по результатам проведения бенчмаркинговых исследований продукции, методов управления или технологических процессов, вносятся изменения в текущие планы, а также корректируются бизнес-стратегия и функциональные стратегии развития компании.
Простое копирование сильных сторон компании-лидера нельзя называть бенчмаркингом, так как ключевые факторы развития одной организации могут не подойти другой бизнес-структуре.
Бенчмаркинг проводится путем сравнительного анализа. Для этого используется попарный анализ, а именно сравнение каждого фактора, показателя попарно с аналогичным показателем основного конкурента.
Данный анализ позволяет выявить те области, в которых исследуемая компания проигрывает главному конкуренту или рынку. А также оценка конкурентоспособности способствует концентрации основных усилий на осуществление тех мероприятий, которые позволяют догонять конкурентов.
Одно из условий успешного использования бенчмаркинга являются доверительные отношения между участниками, открытость информации для осуществления сравнительной оценки и обмена опытом.
Посредством бенчмаркинга определяются сильные и слабые стороны компании в постоянно меняющихся рыночных условиях. Он благоприятно влияет на повышение конкурентоспособности для поддержания высокого уровня эффективности, а также повышения конкуренции и эффективности бизнес-процессов.