Сущность и значение ассортиментной политики в маркетинге
Ассортиментная политика представляет собой определение ассортимента, который наиболее актуален и предпочтителен для успешного функционирования компании на рынке.
Ассортиментная политика должна быть направлена на достижение максимальной экономической эффективности деятельности фирмы, ассортимент продукции которой всегда зависим от финансового состояния компании, ее стратегических целей и, конечно, же, от потребностей рынка.
Как, правило, ассортиментная политика ориентирована на долгосрочную перспективу.
Таким образом, ассортиментная политика – это одно из основных направлений маркетинговой деятельности фирмы. Наибольшую значимость ассортиментная политика обретает в условиях жесткой конкуренции между производителями (в таких условиях, как правило, основная масса потребителей предъявляет очень высокие требования к ассортименту и качеству).
В ожесточенной конкурентной борьбе за клиента часто лидером становится тот, кто больше всех компетентен в ассортиментной политике, владеет передовыми методами её воплощения на практике, способен эффективно ею управлять и т. д.
Ассортимент продукции фирмы должен максимально отвечать представлениям целевого потребительского сегмента. Именно ассортимент в последнее время все чаще является центральным элементом конкурентной борьбы между различными фирмами. Продуманная, рациональная и высокоэффективная ассортиментная политика дает возможность оптимизировать процесс обновления ассортимента и служит своеобразным ориентиром для принятия стратегических решений руководством компании.
Разработка и проведение ассортиментной политики также нужны для:
- определения условий рентабельной работы фирмы
- прогнозирования инвестиций
- управления прибылью для оптимизации налогообложения
Основные задачи ассортиментной политики
Ими являются:
- удовлетворение потребительских запросов (что является, пожалуй, одним из самых основных принципов маркетинга)
- оптимальное использование опыта и имеющихся технологий
- оптимизация финансовых результатов фирмы (в основе ассортиментной политики всегда должна лежать ожидаемая величина прибыли, а также уровень рентабельности)
- завоевание новых потребителей посредством расширения сферы использования имеющейся производственной программы (данный подход довольно консервативен, рассчитан он главным образом на краткосрочную перспективу и подразумевает лишь продление жизненного цикла «стареющей» продукции, преимущественно благодаря нахождению новых рынков сбыта).
- соблюдение принципов гибкости благодаря диверсификации сфер деятельности фирмы, а также, при необходимости, включения элементов других отраслей и видов деятельности
- следование принципу синергии, который предполагает расширение сфер производства фирмы, связанных между собой технологически, квалификацией кадров и др.
Три подхода в политике изменения ассортимента
- вертикальное изменение – это процесс является составным элементом вертикальной диверсификации деятельности фирмы; направлен он на сужение/расширение производства (часто данный подход связан с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые раньше покупались у сторонних поставщиков, а также с созданием собственной торговой сети для продвижения товаров и услуг собственного производства)
- горизонтальное изменение – подразумевает изменение ассортимента как в рамках уже освоенной деятельности (или в аналогичных направлениях), так и выход на новые рынки сбыта
- комплексное изменение – представляет собой диверсификацию в обоих направлениях.