Банковский маркетинг ПАО «Сбербанк России»
Банковский маркетинг – это вид деятельности, ориентированный на поиск и использование банком наиболее выгодных рынков для банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов.
Банковская сфере стремительно развивается. Требования к ней непомерно растут, вместе с ними развивается и маркетинговая деятельность банковских учреждений.
На сегодняшний день ПАО «Сбербанк России» является одним из крупнейших банков не только в России, но и на территории стран СНГ. Он обладает обширной сетью подразделений 17 тысяч отделений в 83 субъектах РФ, расположенных на территории 11 часовых поясов) и предоставляет своим клиентам весь спектр инвестиционно-банковских продуктов и услуг, начиная от традиционных депозитов и заканчивая брокерских обслуживанием и банковским страхованием. Его услугами только в России пользуется свыше 110 млн. чел.
ПАО «Сбербанк России» обслуживает как физических, так и юридических лиц. К каждой из групп клиентов ищется собственный подход. Важная роль в банковской деятельности ПАО «Сбербанк России» отводится маркетингу. Главной целью банковского маркетинга считается создание такого продукта, который бы соответствовал требованиям рынка капитала, обеспечивал прибыль финансово-кредитного учреждения и способствовал росту его конкурентоспособности.
Основные направления банковского маркетинга ПАО «Сбербанк России» в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные направления банковского маркетинга ПАО «Сбербанк России». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В конечном счете, банковский маркетинг ПАО «Сбербанк России» направлен на создание, поддержание и стимулирование спроса на банковском рынка, совершенствование линейки банковских продуктов и услуг, а также повышение доходов финансово-кредитного учреждение и укрепление его позиций на рынке капитала.
Для достижения обозначенных выше целей банковский маркетинг ПАО «Сбербанк» решает множество задач, в том числе связанные с формированием и укреплением имиджа банка в глазах широкой общественности, обеспечением его рентабельности и ростом ликвидности.
По сути своей банковский маркетинг ПАО «Сбербанк России» является процессом регулярного улучшения и повышения эффективности работы банка благодаря применению маркетингового инструментария, партнерских отношений и рыночной стратегии, в основе своей опирающейся на учет предпочтений и потребностей клиентов банка (как реальных, так и потенциальных).
Особенности маркетинговой деятельности ПАО «Сбербанк России»
Маркетинговая деятельность ПАО «Сбербанк России» обширна и многогранна. Она включает в себя множество различного рода инициатив и активностей, связанных с изучением рынка капитала, анализом потребительского поведения и финансового состояния клиентов, прогнозированием возможностей привлечения банковских вкладов, расширением сферы банковских услуг и пр.
Многочисленные исследования свидетельствуют о достаточно высокой эффективности банковского маркетинга ПАО «Сбербанк России». Многие клиенты пользуются его услугами годами и с удовольствием рекомендуют его клиентам. Уровень удовлетворенности банковским обслуживанием довольно высок, а сам бренд известен каждому. Несмотря на это маркетинговая деятельность ПАО «Сбербанк России» не лишена определенных недостатков. К их числу могут быть отнесены неовеществленность банковских услуг, неотделимость услуг от производственного процесса, сложность стандартизации, невозможность хранения, а также продажа услуг, начиная с заявки клиента. Все эти проблемы имеют ключ к решению. Заключается он в построении эффективно функционирующей системе банковского маркетинга и наличии в штате финансово-кредитного учреждения квалифицированных специалистов.
В настоящее время ключевыми направлениями маркетинговой деятельности ПАО «Сбербанк России» выступают:
- удержание обслуживаемых клиентов;
- завоевание и последующее удержание доли рынка;
- создание положительного имиджа, мнения о банке и предоставляемых им услугах;
- максимизация прибыли посредством предоставления качественных банковских услуг, наиболее востребованных потребителем.
В целом ПАО «Сбербанк России» считает себя клиентоориентированным, а потому основные его усилия направлены на формирование круга лояльных клиентов. Привлечению же новых потребителей отводится второстепенная роль. В рамках маркетинговой деятельности наиболее высокими приоритетами развития обладают такие ее направления, как:
- проведение комплексного изучения рынка банковских продуктов и услуг;
- сегментация рынка с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей;
- усовершенствование существующих банковских продуктов и услуг;
- создание и реализация базовых инноваций;
- выстраивание и поддержание определенного имиджа продуктов и услуг банка;
- обеспечение высокой степени гибкости маркетинговой политики банка в ответ на действия конкурентов;
- персонализация маркетинга в банковской сфере;
- повышение роли коммуникационной политики банка;
- информатизация бизнеса;
- использование успешного опыта маркетинга отечественных и зарубежных банков.
В целом маркетинговая деятельность ПАО «Сбербанк России» должна быть не только ориентирована на клиентов, но и максимально оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и принимать эффективные решения.
Управление маркетинговых исследований ПАО «Сбербанк России»
ПАО «Сбербанк России» действительно много внимания уделяет маркетингу. В рамках банковской структуры даже создано собственное управление маркетинговых исследований. Его главной задачей выступает оказание помощи в принятии бизнес-решений, предоставлении данных, аналитики и рекомендаций.
Основное внимание в Управлении маркетинговых исследований Сбербанка уделяется изучению потребителей. В частности, речь идет об:
- изучении их интересов, ценностей, образа жизни и моделей поведения, а также того, как клиенты выбирают и пользуются продуктами банка, какими мотивами и барьерами они обладают;
- оценке идей продукта или сервиса, включая определение оптимального наполнения и цены продукта;
- изучении имиджа бренда, восприятия рекламы, названий, промо- и спонсорских мероприятий;
- оценке клиентской лояльности и определении удовлетворенности качеством сервиса;
- оценке удобства интерфейсов сайта, интернет-банка, банкоматов и мобильных приложений.
В действительности данное управление проводит как стандартные, так и нестандартные исследование, производит оценку идей, разрабатывает интерфейс услуг и делает многие другие важные вещи.