Комплекс маркетинга в туристической сфере
Комплекс маркетинга в туризме – это маркетинг-микс туристской организации.
Понятие маркетинг-микса является одним из ключевых в сфере современного маркетинга. В общем смысле по ним принято понимать совокупность маркетинговых инструментов, поддающихся контролю со стороны организации и используемых совместно для получения желаемой реакции целевого рынка. Применительно к туристической отрасли комплекс маркетинга может быть определен как набор инструментов маркетинга, используемых туристическими фирмами для решения маркетинговых задач на целевых рынках.
В настоящее время существуют и иные подходы к определению комплекса маркетинга. Так, например, его нередко отождествляют с маркетинговой концепцией, которая туристская фирма использует для формулирования комплексного предложения турпродукта и его составляющих для своих клиентов. Подобного рода концепция предполагает проработку сразу нескольких направлений взаимодействия с потребителем.
Согласно классическому определению маркетинговый комплекс представляет собой набор контролируемых тактических маркетинговых инструментов, которая компания объединяет для получения отклика на целевом рынке. В соответствии с этим комплекс маркетинга туристической фирмы может быть определен к качестве некоего набора инструментов (функций, процессов, объектов), манипулируя которыми туристские организации стараются наилучшим образом удовлетворить своих клиентов. Его главной целью считается формирования сбалансированного справедливого рыночного предложения для потребителя, способного максимально удовлетворить его потребности.
Структура комплекса маркетинга туристической организации определяется переменными, находящими под контролем у маркетинга. Лишь комплексная (системная и одновременная) работа с ними позволяет туристским организациям добиваться желаемого маркетингового результата.
Согласно общей концепции маркетингового комплекса туристическая фирма в рамках своей маркетинговой деятельности:
- разрабатывает продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику;
- реализует, выпуская необходимые рынку товары и услуги, а также проводя программы торгового маркетинга по стимулированию сбыта и рекламе продукта;
- оценивает качество придуманного и реализованного, а также корректирует разработанное, манипулируя параметрами маркетинг-микса в целях наиболее эффективного воздействия на рынок и потребителей.
Комплекс маркетинга туристической фирмы состоит из определенного числа элементов. Условно они делятся на базовые (классические) и дополнительные. Рассмотрим их более подробно.
Анализ базовых элементов комплекса маркетинга туристической фирмы
Согласно классическому подходу маркетинг-микс состоит не менее, чем из четырех компонентов. Эта модель получила название «4Р». Она в поной мере подходит для всех организаций, не являются исключением и туристические фирмы.
Итак, к числу базовых элементов маркетингового комплекса туристической фирмы принято относить:
- продукт;
- цену;
- место;
- продвижение.
Все они имеют свою специфику и особенности. Проанализируем каждый из них.
Элемент «продукт» находит свое отражение в товарной политике туристической фирмы. Он является ключевым параметром маркетинга в сфере туризма, поскольку именно туристский продукт способен удовлетворять потребности покупателей в туристической отрасли. Как правило, маркетинговая деятельности туристической фирмы в этой области опосредована выбором ассортимента турпродуктов, подлежащих реализации на целевом рынке. Более того, она требует постоянного обновления предложения и обязательной модернизации старых туруслуг.
Практическим воплощением компонента «цена» служит ценовая политика туристической организации. Именно от нее зависит прибыль турфирмы. Цена выступает основным ориентиром для потребителей туруслуг, поскольку отражает соизмеримость ценности услуг и выступает мощным инструментом позиционирования турпродукта, способным обеспечить ему решающее конкурентное преимущество в массовом сознании потребителей. Помимо прочего цена выступает показателем уровня клиентского обслуживания: низкие цены обычно связывают с недостаточно высоким уровнем сервисного обслуживания в то время как высокие цены не предполагают повышения спроса на них.
Элемент «место» воплощается в сбытовой политике туристической фирмы. Он тесно связан с формированием системы сбыта, способной обеспечить наиболее легкий доступ потребителей к услугам производителей туруслуг и их реализацию.
Компонента «продвижение» выступает основой формирования коммуникационной политики туристической фирмы. По сути это коммуникативный комплекс, объединяющий в себе средства рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж, связей с общественностью и пр. Он отражает коммуникационную политику туристической фирмы, нацеленную на повышение спроса на ее услуги благодаря повышению осведомленности потребителей о достоинствах тех или иных туруслуг.
Анализ дополнительных элементов комплекса маркетинга туристической фирмы
Помимо основных комплекс маркетинга туристической фирмы включает в себя ряд дополнительных элементов. В частности, речь идет о таких компонентах, как люди, обстановка, способ предоставления услуг, их программирование и позиционирование, а также прибыль, получаемая турфирмой.
В сфере туризма важная роль в маркетинговом комплексе отводится людям, задействованным в процессе оказания туристических услуг и реализации самого турпродукта. Именно от их поведения в значительной степени зависит удовлетворённость потребителей уровнем сервиса, который имеет огромное значение в сфере туризма. Следует помнить, что турпродукт имеет свою специфику; от промышленных товаров его отличает широкой участие людей в производственном процессе (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура туристского продукта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работники организаций, осуществляющие прием и обслуживание туристов, оказывают услуги, которые через их посредничество также становятся частью турпродукта. Для того, чтобы обеспечить должный уровень обслуживания, необходимо должное внимание уделять вопросам управления персоналом.
Под обстановкой понимается окружение, т.е. среда, создаваемая для клиентов турфирмы, привлекательность здания компании с точки зрения исторической ценности, качество обслуживания, уютный интерьер и пр.
Что касается способов предоставления услуг, то современные турфирмы стремятся предлагать их максимальное разнообразие, принимая во внимание требования и пожелания своих клиентов.
Программирование услуг нацелено на реализацию эффективного планирования маркетинговыми мероприятиями в туризме и управление ими. В основе позиционирования услуг лежит оценка потребителями основных характеристик услуг туристической фирмы по отношению к рыночным конкурентам.
Наконец прибыль выступает той основной целью, ради которой функционируют туристические компании.