Особенности маркетинга в США
Исторически маркетинг появился в США в XIX-XX вв. С середины прошлого столетия он стал ведущей функцией управления на предприятии. На развитие маркетинга большое влияние оказал НТП, который привел к появлению огромного количества разнообразной продукции, новых производственных технологий. Это обеспечивало эффективное управление маркетингом и производственным процессом в компании.
Эксперты говорят, что бизнес в Америке начинается не с регистрации организации, как в России, а с маркетинга. Американцы, прежде чем открыть компанию, проводят предварительные исследования рынка. Рынок США довольно большой, поэтому на нем присутствует здоровая конкуренция. Также необходимо выявить потенциальный спрос на новую продукцию или услуги, уровень цен и особенности поведения целевой аудитории.
Соединенные штаты Америки являются центром инноваций, технологий и креатива. Для успеха на американском рынке действовать следует согласно четырем принципам:
- точное знание своего потребителя благодаря использованию обратной связи (позволяет сформулировать четкое коммерческое предложение);
- своевременное использование новых технологий и разработок;
- все функциональные звенья в компании должны осознавать важность маркетинга, а потребитель – это центр, вокруг которого и строится вся деятельность;
- маркетолог не должен превращать свою работу в бюрократию, он обязан быть творческой личностью и с предпринимательской жилкой.
Американцы вкладывают значительные финансовые средства в маркетинговые исследования. Им важно иметь полную информацию о своих потребителях, как они распределяют свои доходы, какие у них запросы, желания и приоритеты в жизни, на что они готовы тратить свои деньги. В США активно применяется индивидуализированный подход к клиенту. С потребителями выстраиваются долгосрочные взаимовыгодные отношения. Для американских компаний изучение рынка – это норма.
Американская модель маркетинга
Данная модель маркетинга считается классической, так как маркетинг как научный и практический метод управления бизнесом впервые появился в США в 1911 году.
Под американской моделью маркетинга понимают упорядоченную комплексную деятельность предприятия, которая основана на масштабном исследовании потребностей и желаний потенциальных и существующих потребителей, их интересов и мотивов совершения покупок.
Эта маркетинговая модель включает несколько стадий:
- научно-технические, экономические и конъюнктурные исследования рынка, которые ориентированы на регулярный поиск, разработку, производство и реализацию новых товаров и услуг;
- создание новых технологий систем управления маркетингом на предприятии;
- организация производства товаров при условии учета их конкурентоспособности и эффективной системы распределения и реализации на рынке благодаря применению инновационных инструментов и средств продвижения.
Если сравнивать американскую концепцию маркетинга с японской, то в первом случае маркетинг слишком индивидуализирован. Для американцев на первом месте стоит личный коммерческий успех, время – это деньги и просто так его тратить невыгодно. В Японии наоборот, главное – это достижение целей компании, работа в группе, единый командный дух.
Американская модель маркетинга строится на изучении потребителей. Это не традиционное исследование требований, желаний и запросов людей, а навязывание им товаров посредством манипулирования, средствам возбуждения потребностей и т.д.
Известные американский маркетологи
Главным маркетологом крупных транснациональных корпораций Coca-Cola, PepsiCo, Procter and Gamble и Microsoft был Серхио Займан. Он говорит, что маркетинг способен освоить любой желающий.
На протяжении многих лет работы в знаменитой компании Coca-Cola Займан разработал собственный подход к маркетингу и рекламе, благодаря которому вывел на новый уровень мировые бренды. За пять лет продажи Coca-Cola выросли вдвое, а рыночная стоимость компании увеличилась с 40 до 160 млрд $..
Позже он ушел из организации и открыл консалтинговую компанию, консультирует руководителей и маркетологов крупных и известных брендов.
Говарда Щульца называют фактическим основателем компании Starbucks, мировой бренд и глобальная сеть кофеен. Начинал он работать в Xerox, затем ушел в представительство шведкой оптовой компании по продаже кофе Hammarplast. В Starbucks он пришел в 1982 году и согласился даже на меньшую оплату своего труда. Он понял, что хочет связать свою жизнь именно с продажей кофе в розницу.
Основатели компании Starbucks не собирались делать мировую сеть кофеен. Шульц за год увеличил продажи за счет новых итальянских рецептов экспрессо, капучино и латте. Был небольшой перерыв карьере Шульца, но по возвращению в компанию он становится ее владельцем. Через пять лет Starbucks стал крупнейшей сетью кофеен в США. Его называли кофейный Билл Гейтс.
Говард Шульц превратил кофе в массовый продукт, придав чашке с ароматным напитком романтичный образ и сделав посещение кофейни «роскошью для всех».
Самым знаменитым американским маркетологом считается основатель компании Apple Стив Джобс. Он ненавидел слова: маркетинг и бренд. Они у него вызвали ассоциации с назойливой рекламой и телевидением. Главное – это отношение человека к продукту.
Apple – это компания, которая рассказывает потребителям о своей продукции, которая сделает их жизнь лучше. Поэтому разработчики тесно сотрудничают с маркетологами. Последние изучают потребности потребителей, сопоставляют их с тем, что хотят достичь разработчики и как новый продукт должен повлиять на жизнь человека. Вопреки своей неприязни маркетингу, Стив Джобс стал известным маркетолого
Алан Малалли начинал работать в крупнейшем мировом производителе авиационной, космической и военной техники - компании Boeing в должности исполнительного вице-президента. Участвовал в разработке и продвижении модельного ряда самолетов. Но взлет его карьеры как маркетолога произошел после прихода в Ford. Он стал президентом компании. В первый рабочий день он отправился в автосалон и поработал в качестве обычного продавца. Меньше чем за час он продал три автомобиля. Компания имела огромные убытки, но через четыре года Малалли добился значительного роста чистой прибыли.
Его стратегия - «Единый Ford», т.е. во всех странах автомобили продавались без изменений или вообще не продавались. Скорее успехи Малалли в сфере реанимирования бизнеса были признаны многими крупными компаниями, в том числе и Microsoft, которая звала его к себе на работу.