Основные параметры запасов
Управление запасом на предприятии осуществляется путем воздействия на определенные параметры запасов, к ним относятся:
- параметры спроса,
- параметры уровня запаса,
- параметры заказов и поставок.
Рассмотрим их особенности.
Параметры спроса включают следующие характеристики:
- величина потребления (расхода) запаса за установленный период;
- средняя интенсивность расхода запаса в единицу времени;
- фактическая интенсивность расхода запаса в единицу времени;
- функция потребления за установленный период;
- интервалы потребления.
В данной группе наиболее важным параметром является интенсивность расхода запаса, которая характеризует изменение спроса на ресурс в каждую установленную единицу времени. Величина интенсивности расходования запаса может быть постоянной или переменной; дискретной или непрерывной.
Параметры заказов и поставок включают:
- размер заказа;
- момент заказа;
- точка заказа;
- интервал между заказами;
- размер партии поставки;
- время поставки и др.
В данном контексте понятия «заказ» и «поставка» следует различать: заказ – это планируемое событие, а поставка − фактическое. В идеальных условиях размер поставки должен быть равен размеру заказа, но в реальных условиях это соблюдается не всегда в связи с корректировкой поставки в соответствии с параметрами транспортировки или в связи с нарушением условий поставщиком.
К параметрам уровня запаса относят:
- максимальный уровень запаса (или максимально желательный запас) – максимальный объем запаса который может быть при установленных параметрах заказов и поставок, определяет целесообразную величину складских площадей;
- минимальный уровень запаса (гарантийный запас) – уровень запаса, постоянно поддерживаемый на предприятии, создаваемый с целью защиты от неопределенности, равен сумме страхового и подготовительного запасов;
- пороговый уровень запаса – уровень запаса, определяемый в системах сплошного контроля состояния запаса, данный уровень показывает момент в который следует сделать очередной заказ.
Показатели оборачиваемости запасов
Показатель оборачиваемости характеризует эффективность управления запасами, позволяет определить остатки неликвидных или некондиционных запасов. Значимость показателя оборачиваемости обусловлена тем, что прибыль формируется при использовании запаса в операционном цикле, то есть при каждом «обороте» запасов.
Существует два основных способа расчета коэффициента оборачиваемости запасов:
-
отношение себестоимости продаж к среднему остатку запасов:
$Коэффициент \ оборачиваемости \ запасов \ = \frac{Себестоимость \ продаж}{Средний \ остаток \ запасов}$
$Средний \ остаток \ запасов \ = \frac{Стоимость \ запасов \ на \ начало \ периода \ + \ Стоимость \ запасов \ на \ конец \ периода}{2}$
-
отношение выручки от продаж к среднему остатку запасов:
$Коэффициент \ оборачиваемости \ запасов \ = \frac{Выручка}{Средний \ остаток \ запасов}$
Помимо коэффициента оборачиваемости, рассчитывают показатель оборачиваемости запасов в днях. Он показывает, за сколько дней в среднем расходуется запас, позволяет ответить на вопрос, на сколько дней работы предприятия хватит имеющихся запасов, что важно для планирования заказов.
Оборачиваемость запаса в днях рассчитывают по формуле:
$Оборачиваемость \ запасов \ в \ днях \ = \frac{Число \ дней \ в \ анализируемом \ периоде}{Коэффициент \ оборачиваемости \ запасов}$
Общепринятых нормативов для показателей оборачиваемости не существует, их следует анализировать в динамике конкретного бизнеса. Снижение коэффициента оборачиваемости запасов говорит о накоплении избыточного запаса, накопление неликвидных материалов, неэффективная складская логистика. Однако высокий коэффициент оборачиваемости также не всегда является позитивным фактом, так как может означать истощение складских запасов, что способно привести к перебоям в бизнес-процессах.