Информационные технологии в логистике и на транспорте
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Информационные технологии в
логистике и на транспорте
Манжула Константин Павлович
Лекция 1
Литература
Манжула К.П. Информационные системы и технологии в логистике и на транспорте:
учеб. пособие – СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017. - 189 с.
Саак А.Э., Пахомова Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии
управления: Учебник. –СПб.: Питер, 2013, 320 с. ISBN 978-5-496-00447-3
Информационные системы и технологии / Григорьев Михаил, Сергеев Виктор, Уваров
Сергей. — Издательство: Альфа-Пресс, 2008 г. СПб, 608 c. ISBN: 978-5-94280-332-2
Информационные технологии в экономике и управлении : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. — 4-е изд., стер. — М. :
КНОРУС, 2010. — 154 с.
Иванов Д.А. Планирование и оперативное управление производством и логистикой: на
примере ERP-системы DELЕCO: Метод.указания.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. 24 с.
Иванов Д.А. Интегрированные системы управления предприятием: Учебное пособие.
.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005. …. с.
Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. Учебник. - М.: ИНФРА-М, - 2001. -608 с.
Зайцев Е.И. Информационные технологии в управлении эксплуатационной
эффективностью автотранспорта - СПб, СПбГИЭА, 1998. - 227 с.
Андреев А.А., Лавров С.В, Потехин Е.В. Основы организационного управления.
Информационные CALS-технологии в промышленности: Учебное пособие. СПб.: Из-во
СПбГПУ, 2004, 54 с.
Балдин К.В. Информационные системы в экономике. Гриф УМО МО РФ - Аргумент,
2008 – 395 с.
Что понимают под информационными технологиями?
Под информационными технологиями понимается довольно широкая сфера
человеческой деятельности, включающая в себя:
- создание и совершенствование электронных компонентов того, что
называется компьютерным железом (чипы, процессоры, накопители и т.д.);
- разработку архитектуры компьютеров;
- создание языков программирования и программного обеспечения;
- разработку телекоммуникационных средств, в том числе Интернет
технологий.
К информационным технологиям в управлении и логистике, в первую очередь, следует
отнести те технологии, которые связаны с системами обработки данных, больших массивов
информации, разработкой программных средств, описывающих бизнес-процессы, движение
товарных и финансовых потоков, поддерживающих принятие управленческих решений.
Первыми такими технологиями следует считать АСУП и АСУТП
Под информационными технологиями следует так же понимать методологию выраженную,
как правило, в рекомендациях и стандартах, и ее реализацию представляющую собой
программные разработки и технические средства обеспечения функционирования этих
разработок.
Информационные потоки
Под информационным потоком понимают поток сообщений
(электронный или бумажный), генерируемый материальным потоком между
звеньями логистической системы (ЗЛС) или ЛС и внешней средой,
предназначенный в конечном итоге для принятия управленческих решений,
под которыми следует понимать планирование, анализ, учет,
регулирование, координацию, контроль
Характеристики ЛИП:
• неоднородность (информация, используемая в логистических
системах, качественно разнородна.);
• множественность поставщиков информации;
• множественность потребителей информации;
• сложность и трудность практической обозримости
информационных маршрутов;
• множественность числа передач единиц документации по каждому
маршруту;
• многовариантность оптимизации информационных потоков.
Информационные потоки
Реквизит
Запись
Ин ф о р м а ц и о н н ы й
поток
Запись
.
Запись
Документ
М
а
с
с
и
в
Информационные потоки
Реквизит — элементарная единица сообщения.
Например, наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п.
Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых,
буквенных, специальных.
Документ включает один или несколько показателей с обязательным удостоверением
(подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию
Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую
технологическую основу и объединенных единым смысловым содержанием. Данные
(процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном
для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами
массивов, определяющими их содержание, являются записи.
Записи - это элементы массива, которыми оперируют при обработке информации.
Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются
информационные поля.
Классификация информационных потоков
Признак
классификации
Вид ИП
По виду деятельности
Распорядительные
Аналитические
По способу
индикации
Цифровые Алфавитные
визуальные
По отношению к ЛС и
ее звеньям
Внутренние
Выходные
По виду носителей
информации
Бумажные
По периодичности
использования
Регулярные
По степени
открытости
Открытые Закрытые Секретные
По способу передачи
данных
Курьером Почтой Телефоном Электронной почтой
Телекоммуникационными сетями
По режиму обмена
информацией
«on-line» «off line»
По направленности
относительно МП
Прямые
По синхронности с МП
Опережающие
По объему
Малые
Внешние
Магнитные
Справочные
Символические
Горизонтальные
Научные
ПредметноВертикальные Входные
Оптические
Периодические Оперативные
Встречные
Одновременные
Средние
Большие
Последующие
Факсом
Логистическая информационная система
Под логистической информационной системой будем понимать совокупность
материальных носителей (принимающего, обрабатывающего, и выходного оборудования,
каналов связи), людей (персонала) и технологий, связанных с ЛП, используемых для
управления
Маркетинг
Достижения
конкурентов
Отбор
грузов
по заказам
Стратегический
уровень генеральный
(планирование)
Состояние
рынков
Диспетчерский (диспозитивный)
уровень – административный
(анализ, прогнозирование
производственной и финансовой
деятельности)
Технический уровень – управленческий контроль и
учет (бухгалтерия, кредитование, управление запасами,
транспортировкой)
Исполнительный (оперативный) уровень –(поддержка бизнес-процессов,
снабжения, сбыта и пр.)
Детальное
управлени
е запасами
Структура информационной системы предприятия
Стратегический
план
План загрузки
мощностей
Логистический
план
Производственный
план
Координационный поток
Информационный поток
План
снабжения
Размещение
запасов
Прогноз
Управление
запасами
Оперативный поток
Управление
заказами
Снабжение
Информационный поток
Обработка
заказов
Распределение
Транспортировка
и обработка грузов
Требования к построению
ЛИС
Полнота
Полнота
На каждом
рабочем
месте своя
степень
полноты
информации,
достаточная
для
исполнительн
ой
деятельности
СвоевреСвоевременность
менность
Зависит от
принятой
концепции
управления.
Например,
«JIT» или «online» (на
транспорте)
Функцио-
Функциональность
нальность
Для каждого
уровня ЛС
должна быть
своя
необходимая
информация.
Важна не
только
недостаточност
ь но и
избыточность
информации
Точность
Точность
Для разных
подразделений
требуется
вполне
определенная
степень
снижения
неопределеннос
ти.
Например,
состоянии
запасов в
дистрибутивной
сети допускается
оценивать с
ошибкой не
более 1%
Настроенность
Настроенность
Документообор
от должен быть
приспособлен
для всех
участников
процесса и
адаптирована к
многопользоват
ельскому
интерфейсу.
Объем,
форматы
представления,
формы
документов
должны быть
понятны
Принципы построения ЛИС
Первичные
Организация массивов
информации
Платформы
Вторичные
Организация сбора
и хранения
информации
Обеспечение
техническими
средствами
Источники потребления
Обеспечение
задач между
исполнителями
Технические средства
организации потоков
SQL -base
Oracle
Классификаторы
Организация потоков
информации
Обеспечение
научной
информацией
сотрудников
Состав информации
Определение порядка
регистрации, согласования,
утверждения
Способы построения
ЛИС
централизованный
+ высокая
эффективность
внедрения новых
информационных
систем и технологий
- Высокие затраты на
содержание аппарата
управления
децентрализованный
специализированный
+ высокий уровень
знаний предметной
области менеджера по
информационным
технологиям
+ высокий уровень
научных и
методических
разработок в области
информационных
технологий
- дублирование
однотипных задач и
функций различных
подсистем
- Сложность учета
специфических
особенностей объекта
информатизации