Цели использования посредников в каналах распределения
Посредник в канале распределения выполняет функции по доведению товарного потока от производителя до конечного потребителя. Посредники осуществляют такие мероприятия как транспортировка товара, его временное хранение, операции по консолидации и сортировке продукции, взаимодействие с конечным пользователем, а также управление послепродажным обслуживанием.
Число посредников в канале распределения определяют его уровень. Так, например, канал с одним посредником между производителем и покупателем называется каналом первого уровня, канал с двумя посредниками – двухуровневый и т.д.
С одной стороны, очевидно, что чем больше посредников в канале распределения, тем выше будет стоимость продукции для конечного пользователя. С другой стороны, посредники выполняют важнейшие функции в сетях распределения, снимая нагрузку с производителя и тем самым повышая эффективность процессов сбыта, что приводит к сокращению логистических затрат.
Для производителя цели использования посредников следующие:
- увеличение круга потенциальных покупателей за счет того, что оптовый посредник реализует товары широкого ассортимента;
- снижение производственных издержки за счет хранения запасов готовой продукции на складах посредников;
- упрощение выхода на новый рынок и укрепление рыночных позиций;
- снижение нагрузки производителя по техническому обслуживанию реализованной продукции и послепродажному сервису, так как эти функции могут выполняться персоналом посредника.
Классификация посредников в каналах распределения
Посредники в сфере распределения могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее значимым является деление в зависимости от того от чьего имени и за чей счет ведется торговля. По этому признаку выделяют дилеров, дистрибьюторов, комиссионеров, агентов, брокеров.
Дилеры выполняют функции от своего имени и за свой счет. Дилер после оплаты товара становится его собственником и далее за свой счет организует мероприятия по реализации этого товара покупателям.
Дистрибьюторы выполняют торговые и логистические функции за свой счет, но от имени производителя. То есть дистрибьютор, вступая в договорные отношения с производителем, не становится собственником продукции, а приобретает право ее продажи. Производитель предоставляет ему право торговать своей продукцией на конкретной территории и в течение оговоренного времени.
Комиссионеры выполняют функции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер собственником продукции не является. За оказанные услуги производитель выплачивает ему вознаграждение (комиссию) в виде процентов от продажи.
Брокеры и агенты - это посредники при заключении сделок, они ведут операции от имени и за счет производителя.
Брокеры не являются собственниками продукции и не распоряжаются ей. Они сводят продавца и покупателя, действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки, а вознаграждение получают только за проданную продукцию.
Агенты выступают в качестве представителя или помощника производителя при продаже продукции. Он продает часть или весь ассортимент продукции производителя по его поручению, ищет потенциальных покупателей, ведет переговоры, помогает в оформлении и передачи товара.
Помимо обозначенных торговых посредников в каналах распределения также действуют транспортно-логистические посредники такие как:
- экспедиторы,
- склады,
- перевозчики,
- терминалы,
- логистические центры,
- логистические провайдеры.