Роль внелогических приемов в аргументации
Внелогические приемы убеждающего воздействия – это методы воздействия на собеседника в целях обоснования своей позиции (или критики его позиции), дополняющие в рамках аргументации формально-логические методы.
Теория аргументации исследует различные аспекты методологии обоснованного убеждения. Ее основной задачей выступает решение вопроса о том, как сделать свое мнение обоснованным и убедить в нем оппонента (или аудиторию). Аргументация обладает двойственным характером, определяемым ее принципами:
- обоснованием,
- убеждением.
С одной стороны, аргументация должна базироваться на логической методологии, поскольку доказывание – обязательное условие в процессе выдвижения и защиты своей позиции как в публичных дискуссиях, так и в научных исследованиях. С другой стороны, в аргументацию входят риторические и психологические компоненты, связанные с принципиально коммуникативным характером доказывания, адресованностью обоснования аудитории или отдельному лицу. В реальных ситуациях аргументирующий пользуется как законами строгой логики, так и яркими, эмоционально насыщенными образами.
Без аргументации невозможно организовать:
- дискуссию,
- переговоры,
- простой обмен мнениями.
Говоря об аргументации, следует разграничить понятия «доказательство», «аргументация», «обоснование».
В строгом смысле под доказательством (формальным доказательством) понимают метод и процесс обоснования истинности суждения, основанный на логико-математических методах установления истины.
Формальное доказательство реализуется в виде цепочки умозаключений, построенной по четким правилам, гарантирующим получение из истинных посылок истинного заключения. При этом заранее должны быть известны посылки и заключение (их содержательный аспект). В зависимости от логического контекста (выбранной формальной системы) понятие доказательства может уточняться.
Аргументация является искусством подведения под какую-либо мысль или действие оснований (их обоснования), способом убедить кого-либо с помощью значимых аргументов в ходе публичной защиты, способом побудить к формированию определенного мнения или признания.
В отличие от формального доказательства, аргументация отличается диалогичностью. Аргументация соединяет в себе:
- технику мышления (искусство логически организовать мышление),
- технику убеждения (искусство согласовать мысли, волю и чувства собеседников).
Основными аспектами аргументации выступают:
- фактуальный – информация об используемых в качестве аргументов фактах,
- риторический – стили и формы эмоционального и речевого воздействия,
- аксиологический – подбор аргументов с точки зрения ценностей,
- этический – дозволенность и нравственная приемлемость аргументов,
- логический – взаимная непротиворечивость, последовательность аргументов, их соединение в логические приемлемые выводы, связность в систему,
- эстетический – эстетика общения, искусство диалога как интеллектуальной игры, художественный вкус.
Обоснование представляется в двух аспектах:
- содержательном (доказывающем),
- коммуникативном (убеждающем).
С точки зрения логики, обоснование – более слабое понятие, чем доказательство. Обоснование может быть как рациональным, так и опирающимся на личный опыт, феномены самосознания. Личный опыт – его достижения, уроки и ошибки – наиболее близкий, естественный критерий убедительности и достоверности для многих людей.
Таким образом, аргументация включает логические и внелогические приемы.
Содержание внелогических приемов убеждения
Убедительность дополняет доказательность, отражая коммуникативный аспект аргументации. Для достижения убедительности используются приемы двух типов:
- логико-риторические,
- психологические (эффекты).
Эффекты как приемы аргументации отличаются низкой надежностью с позиции доказательности, но зато действенны с позиции убедительности. Их применение бывает прагматически уместным и корректным, но иногда эффект превращается во внешний блеск при внутренней пустоте. В педагогических целях, чтобы:
- активизировать внимание и интуицию,
- воспитать гибкое мышление,
- избавить учащихся от старых стереотипов,
могут использоваться провокационные приемы и парадоксы. В таком случае можно говорить о провокациях в конструктивном (положительном) смысле. Использование деструктивных провокаций типично для манипуляций.
Под манипуляцией понимают сознательное использование методов и техник для оказания влияния на поведение и сознание человека, подчинения его убеждений и воли своекорыстным намерениям.
Уловка – это прямое нарушение требований к аргументации (если нарушение допущено непредумышленно, имеет место ошибка) или использование техники аргументации в корыстных целях, или нарушение требований (психологических, этических, когнитивных, процедурных и других) к рациональному диалогу.
Вопрос корректности применяемых приемов решается в контексте культурных традиций. Для одних народов прием может считаться уместным, а для других нет. Полноценное общение требует конвенций (гласных или негласных) относительно норм поведения и коммуникации. Поэтому регулирующие дискуссию нормы должны быть оговорены заранее. Особенно важно это для официальных переговоров и конфликтных ситуаций.
К основным логико-риторическим эффектам относят:
- метод сравнения;
- метод «да … но»;
- метод кусков, когда критическое рассмотрение ведется по частям, причем сильные аргументы оппонента игнорируются, а на слабых делается акцент;
- метод бумеранга, когда оружие противника используют против него самого;
- метод игнорирования;
- метод акцентирования;
- метод субъективации;
- метод видимой поддержки;
- техники нейтрализации замечаний;
- техника отсрочки;
- техника концентрации;
- волевые техники («лучшая защита – это нападение», «ломать – не строить»);
- игра на противоречиях;
- техники вопросов.