Роль логики как науки в управлении
Роль логического знания в мышлении управленческих кадров – это те преимущества, которые дают руководителю при осуществлении им профессиональной деятельности его логические компетенции.
В основе понимания руководителем возможностей применения логических средств в рамках управленческой деятельности лежит:
- уяснение им теоретико-методологических аспектов формальной логики,
- глубокое знание объекта и предмета логики как науки,
- понимание методологической роли логики для осуществления практической деятельности,
- знакомство со спецификой формально-логического подхода при познании объективной действительности.
Предмет и значение логики определяются в контексте ее практического применения, через призму прикладного характера, нормативных требований и их трансформации в нормы индивидуальной мыслительной деятельности.
Человек благодаря обладанию сознанием может отражать действительность и получать знание о себе, природе, обществе. Сами по себе полученные знания не имеют ценности, но они требуются для того, чтобы человек, осуществляя жизнедеятельность, мог управлять своими действиями. Знание ценно только тогда, когда позволяет ориентироваться в окружающей действительности. Поэтому целью познания является не получение любых знаний, а накопление истинных и практически применимых знаний, использование которых приводит к корректным результатам. В данном случае под истиной понимают верное (адекватное) отражение в человеческом сознании процессов и явлений природы, общества и мышления.
Человек может познавать отдельные предметы и их свойства с помощью чувственного отражения, базирующегося на психических процессах. Основными формами чувственного познания являются:
- ощущение, состоящее в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, оказывающих непосредственное воздействие на органы чувств;
- восприятие, представляющее собой целостное отражение внешнего мира, оказывающего непосредственное воздействие на органы чувств;
- представление, рассматриваемое как чувственный образ вещи (предмета), не воспринимаемой в данный момент (воспринимавшейся ранее).
Наряду с непосредственными знаниями, существуют знания, истинность которых определяется опосредованно, через другие знания. Все факты, свершающиеся в наше отсутствие (в том числе относящиеся к прошлому или будущему) можно познать только опосредованно. Но чтобы доказать, сделать убедительным опосредованное знание, нужны непосредственные знания. Сам этот процесс происходит на уровне абстрактного мышления.
Чувственное отражение лежит в основе абстрактного мышления, позволяющего познать сущность предметов и законы мира. В свою очередь, абстрактное мышление способно отразить процессы и мир в целом более глубоко и полно, чем чувственное познание – при условии, что субъект мыслит правильно. Поэтому логику часто называют «наука о правильном мышлении», т.е. представляют ее объектом абстрактное мышление.
Следует учитывать, что логика исследует не все аспекты мышления:
- сущность мышления, его отношение к материальному миру и генезис, а также возможности познания – сфера интересов философии;
- зависимость мышления от состояния мозга – вопрос физиологии;
- условия нормального функционирования и развития мышления под влиянием чувств и социально-психологической среды – предмет психологии;
- технические возможности при моделировании человеческого мышления – область кибернетики.
Логика занимается изучением объективно сложившейся структуры мыслительного процесса, установившихся связей между понятиями и суждениями в ходе выведения нового знания посредством умозаключения. При этом устойчивые связи обретают статус законов. Формальная логика не просто описывает структурные формы мышления, но и анализирует такие связи. Перед логикой стоит задача установления правил обеспечения последовательности и стройности истинного мышления. Формальная логика не охватывает все стороны познавательного процесса и не является всеобщим методом познания.
Язык логики
Применение логических средств в управленческой деятельности позволяет:
- рационализировать использование имеющихся ресурсов,
- оптимизировать мышление,
- повысить целесообразность принимаемых решений.
Абстрактное мышление, исследуемое логикой, опосредованно, обобщенно и активно отражает действительности, будучи при этом неразрывно связанным с языком. Языковые выражения – это та реальность, употребление которой не только дает нам знание о содержании мыслей, но и позволяет познать их форму, законы мышления. Поэтому важной задачей логики представляется исследование языковых выражений и связей между ними.
Все мысли людей выражаются с помощью языка.
В широком смысле под языком понимают любую знаковую систему, которая выполняет функции формирования, хранения и передачи информации, выступает средством межличностного общения.
Естественные языки обладают недостатками, из-за которых логика как наука не может ограничиться их использованием. К основным таким недостаткам относятся следующие аспекты:
- по мере развития общественной практики и по истечении времени слова меняют свои значения;
- у некоторых слов существует несколько значений;
- отдельные слова расплывчаты, неопределенны, не позволяют определить предмет науки;
- правила построения выражений несовершенны. В логическом смысле это несет на себе печать многозначности понимания вербальных мыслей;
- естественный язык делится на большое количество языков разных народов и стран, в результате чего одну и ту же мысль можно оформить на разных языках.
Логика пытается искоренить данные недостатки в своей области. Это достигается на основе введения специального символического языка. Внутри логики операции с мыслями заменяются действиями со знаками. Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Основное достоинство в том, что его выражения однозначны.