Содержание критического мышления
Критическое мышление – это построение системы суждений, позволяющей:
- анализировать вещи и события с критической точки зрения,
- давать обоснованные оценки,
- формулировать обоснованные выводы,
- корректно применять полученный результат к проблемам и ситуациям.
В современном мире информация окружает нас везде и всегда. Есть много возможностей быстро получить нужные сведения, но они устаревают столь же быстро, как появляются. Международная организация ЮНЕСКО в докладе отметила необходимость перейти от информационного общества (характеризующегося распространением информационного продукта на основе технологических достижений) к обществу знаний. Общество знаний – это более совершенная стадия развития, в которой минимизируются опасности, типичные для информационного общества. Чтобы такой переход свершился, людям нужно научиться:
- правильно и быстро анализировать информацию,
- производить оценку достоверности (как минимум, вероятности достоверности) сведений,
- фильтровать данные (отбирать одни и игнорировать другие).
В совокупности это называется навыками критического мышления.
Каждый член общества знания должен свободно ориентироваться в информационном потоке, развивать критический ум и когнитивные способности, чтобы получить возможность различать полезную и бесполезную информацию.
Именно путем критического осмысления информация переходит в статус знания (разумеется, если она того заслуживает). Поэтому в рамках образовательного процесса все больше внимания уделяется решению задачи формирования критического мышления у обучающихся. Будущий специалист должен не просто получить конкретные прикладные знания (они не столь ценны, потому что быстро устаревают), а приобрести soft-skills, т. е. научиться:
- учиться,
- получать, систематизировать и обрабатывать информацию,
- использовать доступные сведения,
- работать в команде,
- быть толерантным,
- отстаивать свою позицию,
- доброжелательно и непредвзято оценивать чужую точку зрения.
Хотя исследователи сходятся во мнении относительно значимости критического мышления как свойства личности и навыка, единого недискуссионного определения этого феномена не выработано. Можно указать значимые характеристики критического мышления:
- достоверность,
- ясность,
- релевантность,
- взаимосогласованность,
- точность,
- беспристрастность,
- глубина,
- широта,
- доказательность.
Критическое мышление – это использование когнитивных стратегий и техник, увеличивающих вероятность достижения желаемого результата.
В приведенном определении мышление рассматривается как феномен, отличающийся обоснованностью, контролируемостью и целенаправленностью. Мышление такого типа используют, когда:
- решают задачи,
- формулируют выводы,
- производят вероятностную оценку,
- принимают решения.
Думающий при этом прибегает к навыкам, обоснованным и эффективным для конкретного типа решаемой задачи или ситуации.
В других определениях дополнительно уточняют, что для критического мышления характерно:
- формирование согласованных логических моделей,
- построение логических умозаключений,
- принятие обоснованных решений относительно отклонения, принятия суждения или временного откладывания рассмотрения.
Во всех определениях предусматривается психическая активность, направленная на решение конкретных когнитивных задач.
В определении фигурирует слово «критический», подразумевающее оценочный компонент. Иногда это слово употребляют с негативной коннотацией, но оценка должна носить конструктивный характер и может выражать разное отношение (в том числе и позитивное). Мысля критически, человек оценивает результат своих мыслительных процессов, правильность принятого решения или успешность достижения цели. Также критическое мышление включает и оценку мыслительных процессов (хода рассуждения) и факторов, влияющих на принятие решений.
Связь логики и критического мышления
Выделяют три аспекта критического мышления:
- информационный, состоящий в умении оценить релевантность и достоверность информации;
- логический, заключающийся в умении строить самому правильные умозаключения, а также оценивать корректность чужих умозаключений;
- психологический, ассоциированный с рефлексией, умением сохранять непредвзятость, признавать право других на иное мнение, ценить чужую позицию.
Было бы справедливым указать, что роль логики не ограничивается логическим аспектом критического мышления – она также тесно связана и с информационным, и с психологическим аспектами.
Логика может не только описывать реальные рассуждения, но и служить нормативом для них (концепция психологизма). Это мнение сложилось еще в древности, как только в Древней Греции зародилась логика как наука о правильном мышлении. Вплоть до начала XX века концепцию психологизма не подвергали сомнению. Вероятно, это было связано с тем, что преимущественно развивалось такое направление применения логики, как ассоциативная психология. В начале XX века началось формирование математической логики, что стало причиной отстранения от психологической ориентации и усилению внимания к понятию формально-логического доказательства и другим сугубо формальным свойствам логики. Это заложило фундамент для антипсихологизма, в соответствии с которым между логикой и психологией нет никакой связи, их невозможно свести друг к другу. Источником признания логических форм правильными не должно служить их соответствие структурам мышления. Существование логических законов объективно (как законов природы). Однако в XXI веке появились новые концепции для разрешения противоречия психологизм-антипсихологизм, демонстрирующие двойственность природы логики. Сегодня крайний антипсихологизм, считающий логику сугубо теоретическим разделом научного знания, не имеющим отношения к практическим рассуждениям, признается непродуктивным и слишком узким.