Содержание логического мышления
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в рамках которого человеком используются логические конструкции и понятия, обладающий свойствами доказательности и рассудительности и направленный на получение из имеющихся предпосылок обоснованного вывода.
Чтобы раскрыть понятие логического мышления, нужно выделить в нем два значимых компонента:
- мышление,
- логику.
Под мышлением понимают психический процесс, обеспечивающий обработку информации и установление связей между явлениями, предметами и их свойствами.
Мышление дает человеку возможность найти связь между феноменами реальности. Для того, чтобы обнаруженные связи отражали подлинное положение дел, мышление должно обладать свойствами объективности и правильности – другими словами, оно должно подчиняться законам логики, быть логичным.
Слово «логика» имеет греческое происхождение – его переводят как «рассуждение», «мысль», «искусство рассуждения», «науку о правильном мышлении».
Логика – это нормативная наука о законах, формах и методах интеллектуальной мыслительной деятельности.
Логика занимается изучением способов достижения истины в рамках процесса познания не из чувственного опыта, а опосредованным путем, из полученных ранее знаний. Поэтому логика может быть определена как наука, занимающая исследованием способов получения выводного знания. Одна из ключевых задач, стоящих перед логикой, состоит в определении путей вывода из имеющихся предпосылок истинного знания о предмете размышления, позволяющего более глубоко разобраться в изучаемом предмете мысли и его взаимосвязях и отношениях с другими аспектами исследуемого явления.
Виды логического мышления
Выделяют следующие типы логического мышления:
- образно-логическое мышление,
- абстрактно-логическое мышление,
- словесно-логическое мышление.
Образно-логическое мышление (также называемое наглядно-образным мышлением) – это разнообразные мыслительные процессы, обеспечивающие так называемое «образное» решение задач на основе визуального представления ситуации и оперирования образами предметов, входящих в нее.
По сути, наглядно-образное мышление – это воображение, позволяющее наиболее четко и ярко воссоздавать все многообразие характеристик явления или предмета. Этот вид мышления формируется у людей в детском возрасте, начиная с двух лет.
Оценку уровня развития этого типа мышления производят с помощью прогрессивных матриц Равена. Тест Равена представляет собой шкалу прогрессивных матриц, предназначенных для оценки уровня умственных способностей и оценки коэффициента интеллекта, а также логичности мышления. Этот тест позволяет объективно оценить IQ тестируемых, очистив результаты от влияния:
- уровня образования,
- рода деятельности,
- социального сословия,
- культурных и языковых особенностей.
Фундаментальной основой объективности этого теста служит тот факт, что он базируется исключительно на изображениях фигур, не содержит текста (этот тест является невербальным тестом интеллекта). Смысл заданий следующий: испытуемому предлагаются рисунки с несколькими связанными определенной зависимостью фигурами. Вместо одной фигуры пустое место, а она сама помещена внизу среди нескольких других фигур. Тестируемому нужно установить, какой закономерностью связаны фигуры на основном рисунке, и выбрать недостающую фигуру из предложенных вариантов. В пределах каждой серии таблиц сложность заданий нарастает; усложняются задания и при переходе между сериями.
Под абстрактно-логическим мышлением понимают мыслительный процесс, основанный на отсутствующих в природе категориях (абстракциях).
Абстрактное мышление нужно людям для того, чтобы моделировать отношения между образными и абстрактными представлениями, созданными самим мышлением (а не только между реальными объектами). Основные формы абстрактно-логического мышления:
- понятие,
- суждение,
- умозаключение.
Словесно-логическим, или вербально-логическим, называют логическое мышление, отличающееся использованием речевых конструкций и языковых средств.
Словесно-логическое мышление требует не только умелого использования мыслительных процессов, но и владения речью. Словесно-логическое мышление требуется для написания текстов, публичных выступлений, участия в спорах и взаимодействия в других ситуациях, предполагающих изложение мыслей с помощью языка.
Применение логического мышления
Практически любая сфера человеческой деятельности требует мыслить с использованием инструментария логики. В частности, такими сферами являются:
- точные и гуманитарные науки,
- экономика и бизнес,
- риторика и ораторское мастерство,
- творческий процесс и изобретательство.
Одни случаи требуют пользоваться строгой и формализованной логикой (это характерно для математики, техники), другие – воспринимают логику как вспомогательный инструмент, снабжающий человека полезными для получения обоснованных выводов приемами (например, так происходит в истории, экономике, в бытовых ситуациях).
Знание используемых мыслительных приемов позволяет:
- точнее выбрать путь для получения правильных выводов,
- мыслить качественнее и быстрее,
- избежать логических заблуждений и самообмана,
- лучше излагать мысли,
- справляться с демагогией и софистикой,
- выявлять и устранять логические ошибки в рассуждениях,
- применять для убеждения собеседников нужную аргументацию.
Нередко применение логического мышление ассоциируется у людей с прохождением тестов на оценку уровня интеллекта или скоростным решением логических задач. На самом деле, это направление составляет лишь малую часть того, какую пользу может получить человек от логики и часто замещается доведением нескольких мыслительных операций до автоматизма. Умение логически мыслить включает в себя широкий спектр навыков, обеспечивающих использование разнообразных мыслительных действий.