Сущность понятия «гипотеза»
Гипотезы и версии – это обоснованные предположения о причинах явления или закономерных связях между явлениями.
Прежде, чем в научной или практической области будет сформировано достоверное знание, производится рациональное осмысление и оценка фактического материала, собранного в ходе наблюдения. Эта мыслительная деятельность неразрывно связана с построением разнообразных догадок и предположений, касающихся объяснения наблюдаемых явлений:
- на первом этапе объяснения носят проблемный характер,
- в ходе дальнейшего исследования объяснения корректируются,
- в результате преодоления наукой многочисленных отклонений, противоречий и заблуждений достигается объективно истинный результат.
Гипотеза – это решающее звено в познавательной цепочке, благодаря которому происходит становление нового знания.
Гипотезой называют закономерную форму развития знания, представляющую собой обоснованное предположение, которое выдвигается для прояснения свойств и причин исследуемого явления.
Гипотезы характеризуются следующими общими признаками:
- гипотеза выступает всеобщей и необходимой в любом познавательном процессе формой развития знания. Везде, где присутствует поиск новых фактов или идей, причинных зависимостей или закономерностей, непременно есть гипотеза. Она связывает достигнутое ранее знание с новыми истинами; служит познавательным средством, которое регулирует логический переход между прежним неточным и неполным знанием и новым, отличающимся большей точностью и полнотой. Итак, внутренняя сущность развития познавательного процесса предопределяет роль гипотезы как необходимой и всеобщей формы такого развития;
- при построении гипотезы обязательно выдвигается предположение, касающееся природы исследуемых явлений. Это предположение выступает логической сердцевиной гипотезы. Оно формулируется как отдельное суждение или система взаимосвязанных суждений и всегда обладает ослабленной эпистемической модальностью (является проблематичным суждением, выражающим неточное знание). Чтобы гипотеза превратилась в достоверное знание, она должна пройти научную и практическую проверку. Процесс проверки гипотезы предусматривает использование логических операций, приемов и форм вывода; его результат – или опровержение, или подтверждение с дальнейшим доказательством. Таким образом, в гипотезе всегда содержится вероятное, нуждающееся в проверке знание. Если положение доказано, оно перестает быть гипотезой;
- предположение, возникающее при построении гипотезы, рождается на основе анализа фактических данных, обобщения наблюдений. Большое значение для возникновения плодотворной гипотезы имеет интуиция, фантазия и творческие способности исследователя. Но научная гипотеза – это не просто фантазия, допущение или догадка, а рационально обоснованное, опирающееся на конкретные материалы предположение.
Гипотезы могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от функции в познавательном процессе выделяют гипотезы:
- описательные, содержащие предположение о свойствах, присущих исследуемому объекту. Обычно оно отвечает на вопросы «Какими свойствами обладает предмет?» или «Что представляет собой предмет?». Описательные гипотезы нужны для выявления структуры или состава предмета, раскрытия процедур или механизмов его функционирования. Особое место занимают экзистенциальные гипотезы, связанные с самим фактом существования предмета;
- объяснительные, содержащие предположение о причинах возникновения предмета. Обычно эти гипотезы отвечают на вопросы: «Каковы причины появления этого предмета?», «Почему произошло это событие?».
По объекту исследования выделяют гипотезы:
- общие, связанные с предположениями об эмпирических регулярностях и закономерных связях. Если общую гипотезу удается доказать, она превращается в научную теорию, привносит ценный вклад в развитие научного знания;
- частные, связанные с предположениями о свойствах и происхождении единичных фактов, конкретных явлений и событий. Если единичное событие выступило причиной возникновения других фактов, но непосредственно воспринять его невозможно, познание этого события реализуется с помощью гипотез о существовании и свойствах этого события (обстоятельства). Частные гипотезы встречаются как в естественных, так и в общественных науках.
Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин «рабочая гипотеза».
Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Сущность понятия «версия»
В гуманитарных исследованиях (исторических, политологических, социологических), а также в следственной и судебной практике для объяснения отдельных фактов выдвигается сразу несколько гипотез, содержащих разное объяснение этих фактов. Такие гипотезы называются версиями. Слово «версия» происходит от латинского versio («оборот») или versare («видоизменять»).
Версии, как и гипотезы, подразделяются на:
- общие версии, объясняющие все явления в целом как комплексную систему конкретных обстоятельств. Они отвечают не на один, а сразу на множество взаимосвязанных вопросов. Неизвестная реальная причина, к которой относится версия, обычно выступает не принцип, в соответствии с которым развивается явление, и не объективная закономерность этого развития, а конкретная совокупность обстоятельств;
- частные версии, объясняющие отдельные обстоятельства исследуемого события. Каждое обстоятельство, будучи малоизвестным или вовсе неизвестным, может выступать предметом самостоятельного исследования, по поводу которого создаются версии.
Между частными и общими версиями существует тесная взаимосвязь. нания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации и уточнения общей версии. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств.