Роль гипотез в науке
Гипотеза как форма мышления – это предположение, которое считается истинным для вывода из него следствий, согласованных с действительными фактами или проверенными ранее положениями.
Формальная логика занимается изучением не только форм абстрактного мышления, но и форм развития научного знания:
- фактов науки, рождающихся из потребности объяснить факты жизни;
- научных проблем;
- первоначальных решений проблем в виде гипотез;
- подтверждения или опровержения гипотез в процессе доказательства;
- теорий, формулирующих законы.
Указанные формы соединяются глубокой внутренней связью. В каждую последующую форму входят ключевые результаты предыдущей. При этом гипотеза открывает теоретический этап познания.
На ранних этапах развития науки ученые считали, что в основе построения науки лежит собирание фактов. В соответствии с этой позицией, главное для науки – факты и опыты; истинный ученый должен только регистрировать факты, описывая события и явления. Позднее стало ясно, что эта точка зрения ошибочна. Чтобы собрать для науки ценные материалы и факты, нужно руководствоваться конкретной мыслью, четким планом. Перед начало эксперимента необходимо сформировать рассуждение или соображение, обосновывающее необходимость этого, а не какого-нибудь другого эксперимента. Если устраивать эксперименты наудачу, вероятность получения благоприятного результата будет невелика. Это объясняет весьма скромные достижения алхимиков, которые, трудясь на протяжении нескольких столетий, добавили совсем немного к имевшимся знаниям. Итак, приступая к исследованию, ученый должен сформировать определенный план – а в основе такого плана должна лежать гипотеза.
К гипотезе прибегают, если имеется ряд фактов, не объясненных в связи с нехваткой данных в непосредственном опыте. Данные опыта дополняют тем, что не содержится в опыте прямым образом. Такое дополнение обеспечивается предположениями или гипотезами.
Сущность и признаки гипотезы
Началом познания любого явления реальности выступает собирание и накопление отдельных фактов, связанных с этим явлением. В начале познания обладают небольшим количеством фактов, и их всегда не хватает для полного объяснения явления, достоверных выводов о его сущности, причинах возникновения и законах развития. Поэтому часто при познании прибегают к гипотезе: не ждут накопления фактов для достоверного окончательного вывода об исследуемом явлении, а формулируют предположительное объяснение. В будущем это предположение развивается и доказывается.
Гипотеза отражает действительный объективный мир, и в этом ее сходство с другими формами мышления:
- понятием,
- суждением,
- умозаключением.
Но специфика гипотезы состоит в способе отражения материального мира, носящем предположительный, вероятностный характер (а не категорический, достоверный).
Основные признаки гипотезы:
- гипотеза представляет собой особую форму научного логического мышления и развития научного знания. Благодаря построению гипотезы обеспечивается переход от отдельных научных фактов, характеризующих явление, к их обобщению и познанию причин возникновения и законов развития явления;
- при построении гипотезы всегда выдвигается предположение, связанное с теоретическим объяснением изучаемого явления. Предположение выражается в виде отдельного суждения или их системы и касается свойств единичных фактов или закономерных связей явление. Такое суждение всегда проблематично, оно выражает вероятностное теоретическое знание;
- гипотеза является обоснованным, опирающимся на конкретные факты предположением. Поэтому гипотеза возникает не спонтанно, а закономерно, в результате логически стройного познавательного процесса, приводящего человека к получению нового знания об объективной реальности.
Могут быть выделены и другие значимые признаки гипотезы, однако совокупность перечисленных признаков вполне достаточна для того, чтобы отличить гипотезу от других разновидностей предположения.
Поскольку гипотеза является вероятностным знанием, она неопределенна (не истинна и не ложна, а лежит где-то между этими полюсами). Бывает, что удалось сформулировать несколько разных гипотез, согласующихся с известными фактами. В таком случае ученые затрудняются, какую из гипотез выбрать, какую считать истинной. Тогда задача состоит в том, чтобы отыскать факты, согласующиеся с одной гипотезой и противоречащие другой. Такой метод называется experimentum crucis.
Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. Она отличается от форм абстрактного мышления сложным, синтетическим характером. По отдельности понятия, суждения и умозаключения не составляют гипотезу целиком; они только входят в ее состав.
На основе анализа разных гипотез можно выделить типовые структурные элементы:
- основание гипотезы – это совокупность фактов и обоснованных утверждений, лежащих в фундаменте предположения;
- форма гипотезы – это совокупность умозаключений, ведущая от основания гипотезы к ключевому предположению;
- предположение (гипотеза в узком смысле) – это выводы из фактов и утверждений, выражающие содержание гипотезы.
Имея одинаковую логическую структуру, гипотезы отличаются по содержанию и функциям. Невозможно создать общий шаблон гипотезы, пригодный для всех случаев, поскольку при разработке гипотезы необходимо учитывать своеобразие практической деятельности, специфику рассматриваемой проблемы. Тем не менее, выделяются основные этапы, которые должен пройти мыслительный процесс в ходе развития гипотезы:
- выдвижение гипотезы,
- развитие гипотезы (на этом этапе происходит выведение логических следствий из гипотезы),
- проверка гипотезы.
Гипотеза прекращает существование в одном из двух случаев:
- если она получает подтверждение и превращается в часть теории (достоверное знание),
- если она опровергается и превращается в ложное знание.