«Озерная школа» - это кружок английских поэтов-романтиков.
Биография и научная деятельность Гемфри Дэви
Английский химик, физик, геолог, один из основателей электрохимии, поэт Гемфри Дэви родился в октябре 1778 года в Пензансе, в семье резчика по дереву. Уже в детстве Гемфри всех удивлял своими необычайными способностями. После смерти отца Дэви стал учеником аптекаря, начал заниматься химией. Будущий ученый составил внушительный план самообразования, которому упорно следовал. Свое первое открытие Гемфри Дэви сделал в 17 лет – он обнаружил, что трение двух брусков льда друг о друга вызывает их плавление и предположил, что теплота является особым видом движения.
К 1798 году Дэви уже приобрел репутацию талантливого химика и был приглашен в Пневматический институт, в котором изучали действие различных газов на организм человека. в 1799 году в Пневматическом институте Джви открыл опьяняющее действие закиси азота («веселящего газа»).
В том же году др. Беддо издал книгу, в которой были помещены статьи Г. Дэви о его исследованиях действия на человеческий организм различных газов и их соединений. Работа с закисью азота принесла ученому широкую известность.
В 1802 году Гемфри Дэви был назначен ассистентом Королевского института, а в 1802 году стал профессором. Работая в институте, Гемфри Дэви увлекся изучением действия электрического тока на разные вещества. В 1807 году ученый электролизом едкого натра и едкого калия получил металлический калий и натрий.
До этого момента едкий калий и натр считались неразложимыми веществами.
В 1808 году Дэви электролитическим путем получил амальгамы стронция, калия, магния и бария. Во время опытов произошел взрыв, в результате которого ученый серьезно пострадал и потерял правый глаз.
Г. Дэви независимо от Л. Тенара Ж. Ней-Люсакка выделил из борной кислоты бор и подтвердил элементарную природу хлора. Дэви опроверг взгляды А. Лавуазье, считавшего, что в каждой кислоте содержится кислород, и предложил водородную теорию кислот.
Дэви в 1807 году выдвинул электрохимическую теорию сродства.
В 1808-1809 гг. ученый с помощью мощной электрической батареи, состоявшей из двух тысяч гальванических элементов, получил электрическую дугу, которую позже назвали вольтовой.
В 1815 году ученый сконструировал безопасную рудничную лампу с металлической сеткой, спасшей жизнь многим шахтерам.
В 1808 году Дэви получил в чистом виде литий.
В период с 1803 по 1813 годы ученый читал курс сельскохозяйственной химии. Дэви высказал мысль о необходимости минеральных солей для питания растений, а также указал на необходимость проведения полевых опытов для решения вопросов земледелия.
В 1812 году Дэви за научные заслуги был удостоен титула лорда.
В 1829 году Дэви скончался от апоплексического удара.
Поэтическое творчество Гемфри Дэви
Гемфри Дэви – ученый широко известен всему миру. Но Дэви был еще и поэтом, чьи стихи современники оценивали очень высоко.
Дэви писал и картины. Три его полотна хранятся в художественной галерее Пензанса.
Гемфри Дэви написал более сотни стихотворений, большая часть из которых находятся в личных записных книжках ученого. Большинство стихотворений Дэви не были опубликованы, но он делился ими со своими друзьями. Всего было опубликовано восемь стихотворений Дэви. В своих произведениях ученый и поэт отражает взгляды на карьеру, на восприятие некоторых проблем жизни. Дэви пишет на такие темы, как:
- Геология,
- Метафизика,
- Жизнь и смерть,
- Химия,
- Богословие.
Джон Эйртон Пэрис отмечал, что стихи молодого Гемфри Дэви «несут на себе печать высокого гения». Первым сохранившимся стихотворением Г. Дэви является произведение «Сыновья гения», которое было написано в 1795 году. Стихи, написанные в последующие годы, например, «На горе Бухта», представляют собой описательные произведения, в которых автор демонстрирует свои эмоции и чувства.
Несмотря на то, что Дэви начал писать стихи главным образом для отражения своих взглядов на карьеру, науку и жизнь в целом, большинство его последних произведений были сосредоточены на темах смерти и бессмертия.
В 1812 году Гемфри Дэви вошел в состав так называемой «озерной школы». Поэты «озерной школы» преимущественно занимались описанием романтических озер Камберленда и Уэстморленда. Они настолько сильно погружались в созерцание красот природы, что одухотворяли ее явления. Поэты в своей мечтательности, которая граничила с пантеизмом, находили тесную внутреннюю связь между самыми величественными и самыми мелкими произведениями природы. Поэты «озерной школы» созерцали природу и вселенную с глубочайшим чувством благочестия.
Для творчества поэтов этой школы характерно выражение мыслей простым, безыскусственным языком. Они умели находить поэтическую привлекательность даже в самых мелких бытовых вещах и обыденных явлениях. Выдающимися представителями «озерной школы» были С. Кольридж, У. Вордсворт, Р. Саути.
Для Г. Дэви, как и для остальных представителей «озерной школы», характерно сочетание самых смелых эстетических исканий, стилизация форм народного творчества, интерес к родной истории, консервативность философских и политических воззрений.
Кроме стихотворений, Г. Дэви написал ряд научных трудов:
- "Chemical and Philosophical researches";
- "Elements of agricultural chemistry";
- "Elements of Chemical Philosophy".
Статьи Д. Гемфри печатались в "Journal de Physique", "Annales de Chimie","Philos. Transact.".
В сочинении "Salmomia or days of fly-fishing", опубликованном в 1829 году, Дэви описывает свое любимое развлечение – рыбалку.
Полное собрание сочинений ученого, а также его переписка были изданы его братом Джоном Дэви.
В историю Гемфри Дэви вошел как основатель электрохимии и автор открытий многих новых химических элементов и веществ, а также как учитель М. Фарадея, крупнейшего английского ученого. Поэтическая деятельность Дэви известна не так широко, как и творчество Г. Дэви – художника.