Эпос – это совокупность произведений народного творчества – песен, героических сказаний и т.д.
Народный эпос эпохи Средневековья
Народный эпос раннего Средневековья представляет особый интерес как наиболее древний. Он идеализирует родовые отношения, а героика произведений народного эпоса связана с прославлением подвигов героев рода. Выделяют кельтский эпос, скандинавский эпос и англосаксонский эпос. Сочинителями и исполнителями кельтских саг были барды, друиды и филиды.
Барды – музыканты и поэты, филиды – сказители, друиды – жрецы.
Особый интерес представляет уладский цикл.
Наиболее ярким образцом скандинавского эпоса является «Старшая Эдда». Ряд сюжетов «Старшей Эдды впоследствии стал основой для более поздних художественных произведении (наример, «Песнь о Нибелунгах»).
Анлосаксонская «Поэма о Беовульфе» относится к числу древнейших эпосов. До современности это произведение дошло в рукописи 10 века. Произведение имеет сложную структуру, являющуюся, вероятно, следствием ряда обработок. В тексте поэмы встречаются упоминания о потопе, аде, Ное, Авеле, Каине. Общий фон поэмы – языческий.
Героический эпос является одним из основных жанров литературы в эпоху зрелого Средневековья. В этот период выделяется:
- Французский героический эпос;
- Испанский героический эпос;
- Немецкий героический эпос.
Французский героический эпос отражает своеобразие развития народа в период ее становления. До нас он дошел в виде «песен о деяниях» (chansons de geste). Самым совершенным памятником французского эпоса считается поэма «Песнь о Роланде». Главная тема этого произведения соответствует идеалу эпоса зрелого средневековья – бог, родина, король.
Важная черта литературы зрелого Средневековья – отсутствие историзма.
Тематика испанских героических песен чаще всего связана с реконкистой. Одним из героев испанского эпоса был Родриго Диас, получивший прозвище Сид. Еще при его жизни стали появляться легенды его подвигах. Одной из самых интересных легенд стала «Песнь о моем Сиде». Особый интерес в этом произведении представляет образ главного героя, который является не совсем обычным для героического эпоса. В поэме подчеркивается не только храбрость и сила Сида, но и его хитрость, практичность.
Реконкиста - это освободительная борьба испанцев против арабских завоевателей.
Немецкий героический эпос развивается чуть позже. Это обусловлено многовековой раздробленностью Германии. Поэтому в немецком эпосе не акцентируется идея единства нации. Наиболее интересной является «Песнь о Нибелунгах», в основе которой лежат древние германские легенды, зафиксированные еще в «Старшей Эдде». Своеобразие «Песни о Нибелунгах» определяется трагизмом поэмы и преобладанием в ней отрицательных героев. Главное внимание в произведении уделяется феодальным распрям и семейным отношениям. Семья здесь является важнее рода.
Латинская литература
Жанры церковной литературы оказывают значительное влияние на формирование жанров светской литературы. Существенную часть латинской литературы составляют:
- Лапидарии;
- Бестиарии;
- Плантарии.
В этих произведениях воплощается средневековый аллегоризм. Так, в бестиариях встречаются описания и реальных животных, и фантастических. Жанры латинской литературы формируют новую универсальную картину мира.
Лапидарием называется дидактический жанр описательной поэзии и популярный жанр символической литературы периода европейского Средневековья.
Лапидарий описывает необычные свойства драгоценных, полудрагоценных и простых камней, приписывает им символические значения.
Одним из самых известных лапидариев является «Книга камней», написанная епископом Марбодом Реннским. Это крупное поэтическое сочинение, в котором описываются свойства шестидесяти камней. Эта книга была популярна и неоднократно переписывалась.
Бестиарий – это жанр средневековой литературы, каталогизированное описание повадок и внешнего вида некоторых животных. В бестиарии каждый рассказ сопровождается аллегорическим истолкованием – моральное либо религиозной максимой, которую можно извлечь из повадок зверя.
Шванки – жанр городской литературы Средневековья
Шванки – это небольшое произведение сатирического или юмористического содержания, нередко в стихах.
Название жанра происходит от немецкого слова swanc – «веселая идея».
Шванки появись в 13 веке в Германии и являются жанром немецкой городской средневековой литературы.
Произведения этого жанра не только служили забавой для народа. Они носили также и поучительный характер, высмеивали глупость, жадность, невежество и другие отрицательные черты героев. Шванки к положительным качествам относят находчивость, хитрость, отзывчивость и смекалку. Шванки – источник информации о жизни простых людей. Церковь относилась с неодобрением к бытовым нерелигиозным сюжетам произведений, даже пыталась их запрещать, однако шванки не пропала.
Героями шванков чаще всего становятся простые крестьяне, немецкие студенты, ремесленники и мастера, духовные служители, бедняки, святые и черт.
Выделяют четыре основных сюжета шванков:
- О глупости. Ей сопутствуют другие пороки: злоба, жадность, лень и т.д.;
- О находчивости, обмане и мошенничестве;
- О случайной удаче;
- Небывальщина.
В шванках, в которых повествуется о смекалке, хитрости или обмане, как правило, завязкой становится чей-либо поступок, считающийся дурным, то, с чем нужно бороться (заставить замолчать болтливую жену, прекратить стяжательство или воровство, высмеять лентяя, спаси невиновного.
Ярким образцом шванков является история о юноше, пославшем своего слугу ограбить девушку, которая некогда обвиняла молодого человека в совершении насилия. Девушка закричала благим матом, тут же собрались люди, и жертве удалось отстоять свой кошелек. Фройляйн, увидев на следующий день около судьи своего обидчика, возмутилась, указала на преступника. Однако судья на это ей ответил, что если она сумела за себя постоять при ограблении, то сейчас уже никто не мешал ей кричать.
Шванки о глупости рассказывают на самом деле не о дураках. Герой их должен быть глупым ровно настолько, чтобы его можно было обсудить. Основная задача произведения – наказание человеческих пороков, таких как злоба, лень, спесь, скупость и т.д.
Пример небывальщины – рассказ об умершем ростовщике, весившем так много, что его никто не мог поднять, чтоб отнести на кладбище, но с этой задачей легко справились четверо его товарищей по цеху.
Рассказы о случайной удаче – самая малочисленная группа шванков. В этих шванках говорится о разбойниках, которые передумали грабить, или испугались и убежали, а также о внезапном богатстве. Малочисленность этих историй обусловлена тем, что в те времена жизнь не баловала людей подарками судьбы.