Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Цветовая символика в поэзии Анны Ахматовой

Определение 1

Цветопись – это искусство передачи красок, цветов окружающего мира языком художественного произведения.

Цветопись в поэзии А. Ахматовой

Цветовая символика в поэзии А.А. Ахматовой является предметом многих исследований – и частных, посвященных отдельным произведениям, и общих работ, в которых цветопись Ахматовой рассматривается как часть единого лингвоспектра поэзии 18-20 вв. А. Ахматову нельзя отнести к числу поэтов, проявивших особое пристрастие к средствам цветописи, как, например, Бунин, Бальмонт, Белым. Цветовая гамма Ахматовой равна спектру: желтый, красный, синий, голубой, зеленый, фиолетовый. Любимым цветом поэтессы является зеленый.

Замечание 1

За очевидной причиной особого внимания автора к определенной цветовой гамме, обусловленной личностью автора и связью его творчества с какой-либо идейно-эстетической концепцией, скрываются механизмы национальных стереотипов эстетической оценки цвета.

Статья: Цветовая символика в поэзии Анны Ахматовой
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Цвет у А.А. Ахматовой всегда связан предметно. Введение цвета в восприятие предмета появляется у поэтессы в раннем периоде творчества, до середины 20-х годов. Благодаря введению цвета «оживляется» чувственно-предметная природа. Акмеистически открытый мир Ахматовой насыщен цветовыми переживаниями.

Исследователи в способности поэтессы «опредмечивать» чувства находят стилеобразующую черту ее творческой манеры. «Предметность детализации» и «стереоскопичность изображения», которая связана с силой чувств и способом их выражения касается процесса формирования эстетики цвета. Формула исследования символики цвета в поэтике А. Ахматовой выглядит следующим образом: предмет – цвет – чувство.

Ахматова часто использует принцип «оппонентных цветов». Например, образ героини в произведении «Мне голос был» включен в две оппозиции: Север – Европа, восток – запад. Героиня с ее принадлежностью миру северной столицы – Петербурга противостоит герою – европейскому жителю. Одновременно с этим возникает цветовая оппозиция: зеленый – белый. Зеленый имеет синонимический ряд: цветущий, весенний, белый – мертвый, зимний. Выстраивая оппозицию зеленый – белый автор опирается не на цветообозначение, а на цветовые ассоциации с предметом.

«Цветовая символика в поэзии Анны Ахматовой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Ранняя лирика поэтессы является, по сути, драматической. Источником переживания является любовь. Восприятие любви для А. Ахматовой особенное, основано на полярности идейно-оценочных качеств. Как правило, к Ахматовой любовь повернута страдальческой стороной. Ряд исследователей считают, что в такой трактовке любви отразился напряженный драматизм существования личности в преддверии катастроф.

Имея «заданное» чувство – боль, страсть, страдание, несложно понять предмет и цвет, который опредмечивает это чувство. И этим предметом в творчестве Ахматовой часто оказывается огонь. «Огненные» метафоры, называющие любовь, у Ахматовой очень убедительны (сладостный огонь, огненное счастье). Для поэтессы важно цветоощущение, которое опредмечено огнем. «Огненная» метафора используется Ахматовой и в ее программном произведении «И когда друг друга проклинали…».

Архетип цвета в поэзии Ахматовой

Изучение цветообозначений в системе образных средств Ахматовой позволяет определить цветовое переживание поэтессы. Так, «красный тюльпан в петлице», вызвавший столько интерпретаций, является символом:

  • Растерянности героини;
  • Обреченной любви;
  • Болезненно переживаемой страсти.

Таким образом, архетип красного цвета в системе поэтических средств Анны Андреевны – боль, страдание.

В поэзии Ахматовой встречается противопоставление цветообозначений:

  • Двойных: черный – белый, зеленый – белый и т.д.;
  • Тройных: белый – красный – синий;
  • Множественных: белый – красный – синий – черный и т.д.

Белый цвет становится своеобразным светоцветовым центром поэтики А. Ахматовой. А цветоощущение «белый» помечено огнем («блестеть», «сиять»). Признак яркости и возможных неприятных, болевых ощущений оказывается архетипическим содержанием цвета в творчестве Ахматовой, где белый – это боль. Это подчеркивается наречиями степени в сочетании с «белым»: «нестерпимо бела штора», «непоправимо белая страница».

В драматическом контексте творчества Ахматовой ожидаема диада ахроматических цветов белый – черный. Б. Арватов считает, что любимым цветом Ахматовой является черный, который играет скорее изобразительную роль, участвуя в создании графически контрастного мотива: «В белом инее черные елки»).

Оппозицию с белым – «блестящим» образует синий – «сияющий». В поэтике Ахматовой нет триады белый – синий – черный. Цветообозначение «синий» сохраняет свою внутреннюю форму, которая проявляется через сопоставляемые предметы: небо – фаянс, лак, стекло, глаза – лед и т.д. архетип синего цвета (холодная поверхность) интересен как частный случай поэтической системы А. Ахматовой, так как обнаруживается на фоне «огонь – белый – боль», который преобладает в творчестве поэтессы.

В поэзии Ахматовой встречается оппозиция белый – красный. Такая оппозиция создает психологическое напряжение, которое управляет восприятием в драматических ситуациях. Ощущение катастрофического хода истории А. Ахматова передает в стихотворении 1922 года. В нем автор противопоставляет «нестерпимые алые зори» «белеющим подснежникам».

Цветовая символика в поэме «Реквием»

В поэме «Реквием» цветовая деталь используется А. Ахматовой в качестве символики чувств и переживаний, а также для придания настроения. В произведении присутствуют различные цвета, но преобладают зеленый, черный, красный, белый, синий, золотой, желтый, серебряный.

Зеленый цвет здесь является символом надежды. Этим цветом автор обозначает что-то живое (трава), дающее надежду на светлое будущее.

Цвет олицетворяет душевное состояние, чувства лирического героя. так, черный и красный передают тревогу: «кровавые сапоги» - неправомерные действия властей, «черная Маруся» - служебный автомобиль НКВД.

Желтый цвет в поэме имеет как положительную символику, так и отрицательную. Так, «желтый с черным» олицетворяет грусть и отчаяние. Также это сочетание является знаком предостережения. В поэме желтый цвет – символ общения с духами и богом.

Серебряный цвет – символ усталости, опустошенности, безысходности («серебряные локоны»).

Синий цвет означает загадочность, таинственность, непонятность ситуации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot