Биография Жан Поля
Немецкий писатель, преромантик и сентименталист, публицист, эстетик, автор множества сочинений сатирического характера Жан Поль родился в марте 1763 года в баварском Вундизеле.
Настоящее имя писателя Иоганн Пауль Фридрих Рихтер. Псевдоним «Жан Поль» был взять из преклонения перед французским писателем Жаном Жаком Руссо. В немецкоязычной культуре произносится как Жан Пауль.
Знаменитое выражение «мировая скорбь» принадлежит Жан Полю.
Отец писателя был деревенским пастором. Семья была небогатой, и юность Жан Поль провел в лишениях. Будущий писатель поступил в университет в Лейпциге, однако вследствие бедности окончить курс не смог. На жизнь писатель зарабатывал частными уроками. К литературному творчеству Жан Поль обратился лишь потому, что надеялся писательством заработать средства на жизнь.
Еще во время обучения в университете Жан Поль издавал сатирические очерки – «Гренландские процессы», «Выдержки из бумаг черта». Однако ни одно из этих произведений не имело какого-либо заметно успеха.
Жан Поль на раннем этапе творчества был прямым подражателем Гиппеля и Свифта. Однако от Гиппеля его отличал глубокий сентиментализм произведений, выражавшийся в идиллии – излюбленной форме сентиментального настроения.
Произведение «Жизнь приемного довольного учителишки Мария Вуца из Ауэнталя», написанное в 1790 году, проникнуто уже характерными для более крупных произведений писателя особенностями. В этих работах видное место занимает субъективно-автобиографический элемент.
В 1793 году писатель начал работать над следующим крупным произведением «Die unsichtbare Loge». Но во время написания книги направление описываемых событий изменилось, поэтому этот автобиографический труд не был завершен.
Начало известности
В 1795 году появилось произведение «Геспер». Именно этот роман принес писателю громкую славу и известность. Автор в своем романе чувственно изображает главную героиню произведения, что делает писателя кумиром соотечественниц. Своей сентиментальностью Рихтер нашел подход к женской половине читательской аудитории.
Характерным недостатком Жан Поля является неумение распределять материал, непоследовательность и беспорядочный характер произведения. Эти черты заметны и в романе «Геспер». Однако проникновенный юмор, внимание к мелочам и вдумчивое отношение и снисходительность к человеческим слабостям искупает недостатки изложения.
Жан Поль часто ездит в Байрейт, где его также окружало всеобщее поклонение. Здесь писатель познакомился с купцом – евреем Осмундом, который, как отмечают биографы Рихтера, оказалось чрезвычайно благотворное влияние на писателя.
В 1796-1797 году Рихтер работает над романом «Зибенкэз». В этом произведении посредством изображения двух совершенно разных героев, насмешливо – дерзкого и сентиментально-мягкого, автор отражает двойственность своей собственной натуры.
С выходом каждого последующего произведения известность Жан Поля возрастает, и однажды на него обращает внимание Веймарский кружок. Оттуда Жан Полю поступает приглашение приехать для личного знакомства. Однако эта поездка и даже радушный прием двора не привели к сближению писателя с великими поэтами. Несмотря на любезность Шиллера и Гете, чувствовалась их холодность с талантливым писателем, который казался образцом филистерства.
Жан Полю было предложено заняться воспитанием принцев Гогенлоэ, однако писатель, посчитав, что посторонние занятия могут сильно навредить его литературному творчеству, отказался от этого приглашения.
Зрелое творчество Жан Поля
В период с 1797 по 1804 годы писатель написал целый ряд художественных научных произведений.
В 1802 году Рихтер завершил многолетнюю работу над своим главным произведением – «Титаном».
В этом произведении Жан Поль излагает историю развития немецкого принца. Принц вырос, не зная о том, кто он на самом деле, и что должен трудиться на благо страны, которой ему предстоит править. Главным смыслом книги Рихтера является протест против идеалов «Бури и натиска». Шерер писал о произведении Жан Поля: «Герой — здоровый человек; вокруг него больные, которые погибают: эфирная, одухотворенная Лиана, его первая любовь, экстравагантная титанида Линда, его вторая любовь, титанический развратник Рокайроль, его друг и соперник, гениальный юморист Шоппе, который руководил отчасти его воспитанием и кончил сумасшествием».
Несмотря на то, что роман имеет реальные черты, из-за выбора автором малознакомой среды и «фламандского» стиля, несвойственного ему, произведение имеет ряд неудачных моментов. В своем произведении «Озорные годы» автор это осознает и снова возвращается к изображению простой жизни в юмористическом ключе. «Озорные годы» напоминают мотив «Зибенкэза». В это романе, так же как в «Зибенкэзе», личность писателя раздваивается в образах двух персонажей – Фульте, смелом, язвительном и самонадеянном юноше, и Вальте – непрактичном, неловком и сентиментальном.
Поздний этап творчества Жан Поля
На позднем этапе творчества Жан Поль жил в Байрейте и готовил к публикации два своих научных труда, которые принесли ему такую же известность, как и художественные произведения. Труд «Приготовительная школа эстетики», написанный в 1804 году, занимает важное место в истории немецкой эстетики. Большую ценность этот труд представляет благодаря ряду тонких замечаний, которые актуальны и на современном этапе.
Видное место занимает и труд «Левана, или Учение о воспитании». Вслед за этими трудами писатель снова обратился к публицистическому жанру, которым занимался на раннем этапе творчества.
В это же время Жан Поль пишет ряд небольших юмористических рассказов, сборники статей. Перед своей смертью Жан Поль начал работать над подготовкой полного собрания своих сочинений.
Историко-литературное значение писателя определяется, в первую очередь, его влиянием на школу романтизма. Юмор, мотивы, намеренный беспорядок, вызванный протестом против классицизма, возникли под влиянием Жан Поля.
Жан Полю принадлежит множество знаменитых цитат, например:
- «Одиночество — удел сильных. Слабые всегда жмутся к толпе»
- «Воспоминание — это единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны»
- «Только в минуты свидания и разлуки люди знают, сколько любви таило их сердце»
- «Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека».